Каталог статей
Меню сайту
Нові коментарі
Авторизация

Друзі сайту
Оновлення форуму
  • Закарпатська область (3)
  • Дом для Ваших родных (0)
  • Конференції, зїзди, семінари (38)
  • Наші печатні видання (15)
  • Релігії світу та екологічне виховання молоді (58)
  • Работа в интернете (1)
  • Здоров'я спини (0)
  • літературний журнал "Дніпро" (1)
  • Ділимось поезією. (2)
  • Росла собі ялиночка (5)
  • Категорії розділу
    Презентації [0]
    Статті [13]
    Сценарії заходів [0]
    Всеукраїнська толока [9]
    Интернет-конференция "Екоосвіта для збалансованного розвитку" [16]
    Ваш вклад в проект "Экологическое образование для устойчивого развития Украины"
    Хмара тегів
    Вестник Мечты ЗРЗ ПИТАНИЕ МАМА-86-Запорожье здоровье Вісник Мрії ВМ-НФ електронні відходи Мама-86 Республіка Мрія Мама-86-Запоріжжя живи органично Запорожье Экомарафон екомарафон Республика Мечта Запоріжжя конкурс екоосвіта Живи органічно
    Пошук
    Статистика



    mail.ru

    Сегодня работали на сайте:

    Сейчас на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Вітаю Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 13:37

    Головна » Статті » Матеріали семінарів "Екоосвіта для ЗР" » Интернет-конференция "Екоосвіта для збалансованного розвитку" [ Додати статтю ]

    Составление экологического паспорта кабинета (на примере кабинета биологии)
    I. Введение
    Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния кабинета.
    Цель проекта: активизировать внимание учащихся к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умение и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству учебных помещений (кабинета биологии).
    Объект исследования: кабинет биологии.
    Методы исследования: сбор, изучение, систематизация и анализ литературы по санитарно – гигиеническим нормам помещения; наблюдение и осуществление контроля над соблюдением санитарно – гигиенических норм в кабинете; проведение анкетирования и интервьюирования учащихся и преподавателей ПУ-34; анализ и прогнозирование перспектив работы кабинета; проектирование кабинета биологии в будущем.
    Задачи исследовательской работы:
    • определить уровень экологической комфортности в кабинете;
    • определить площадь и кубатуру, построить план кабинета;
    • определить рациональность использования площади в кабинете;
    • определить температурный и вентиляционный режим в кабинете;
    • определить характер материала, использованного для отделки кабинета и его мебели;
    • определить естественную и искусственную освещенность в кабинете;
    • описать состояние комнатных растений, находящихся в кабинете;
    • разработать проект кабинета биологии в будущем.
    Некоторые учащиеся ПУ, согласно заключению медицинской комиссии (по листам здоровья классных журналов), имеют слабое здоровье, поэтому мы решили выяснить, в каком помещении мы проводим большое количество времени, и соответствует ли это помещение санитарно-гигиеническим нормам. В этом мы видим актуальность данной работы. Новизна нашей научно-исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время училище не имеет экологического паспорта, и мы впервые попытались составить паспорт, пока что только одного кабинета, – кабинета биологии.
    II. Основная часть
    1. Оценка эмоционального восприятия помещения, определение уровня его экологической комфортности
    Задание. Дайте оценку эмоционального восприятия помещения и определите уровень его экологической комфортности.
    Справочный материал?
    Оценка экологического восприятия любого обследуемого объекта выражает сиюминутное эмоциональное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе первичного знакомства с ним, еще до детального изучения и обсуждения его эстетического вида. Такая оценка помогает определить уровень экологической комфортности помещения.
    Уровень экологической комфортности помещения определяли с помощью интервьюирования и анкетирования учителей и учащихся.
    Категорія: Интернет-конференция "Екоосвіта для збалансованного розвитку" | Додав: (06.06.2011) | Автор: Львов
    Переглядів: 3162 | Коментарі: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всього коментарів: 7
    avatar
    1
    Вот выдержки из анкет:
    “Я хочу учиться в кабинете биологии весь рабочий день”
    Аленушкина Ира
    “Этому классу я ставлю только одни плюсы и ни одного минуса”
    Тирский Алексей
    “С первого дня в училище в этом кабинете я почувствовала себя уютно, напоминает обстановку дома”
    Ганюкова Диана
    “Очень красиво смотрятся цветы. В классе уютно. В глаза бросается уголок, сделанный из веток, которые окутаны вьющимися цветами”
    Егина Елена
    “Я вхожу в кабинет биологии и чувствую прилив энергии. На альпийской горке стоят цветы – это очень красиво”
    Гончарова Евгения
    “Заходя в кабинет биологии, сразу поднимается настроение. Здесь много цветов, которых я еще не видела никогда в жизни, много стендов, на которых написан интересный и важный материал.”
    Михайлина Катя
    “Когда я только пришла учиться в наше училище, этот кабинет мне понравился больше всего. Меня удивило и привело в восторг, что здесь так много необыкновенных цветов. Все сделано со вкусом и теплотой. Таких кабинетов я еще не видела. Класс уютный, светлый, просторный, добрый. С каждым днем он все больше преображается. Особенно красив кабинет во время открытых мероприятий.”
    Скачкова Има
    “В кабинете много цветов, а зеленый цвет успокаивает меня.”
    Панкратов Иван
    “Хочется приходить в кабинет биологии снова и снова. Здесь просто класс!”
    Косенкова Екатерина
    “Огромное впечатление производит на нас, входящих, кабинет биологии. Невозможно поверить, что эта небольшая территория, где все так гармонично, естественно и рукотворно.
    Преподаватель использует природу в своих целях через служение ей.
    Просто не верится, что эти деревья, цветы, каменные холмы, как “блики” первозданной природы, созданы человеком. В этом маленьком кабинете, как на лесной, сказочной полянке, зримо присутствуют не только “растительная жизнь”, но и замысловатые плакаты, поделки, стенды.
    Такие кабинеты-мастерские рождаются людьми, которые обладают неслыханной любовью к своей профессии, а так же к материалу, в образе живой природы.
    Этот кабинет своего рода шедевр, где можно смело проводить уроки на высоком уровне, играть спектакли.
    Преподаватель своей удивительной любовью, своим желанием восстановил невосстановимый мир; он как бы поддерживает своим дыханием огонь вечной связи, огонь жизни нашего подрастающего поколения.
    Этот кабинет дает первые и самые прочные представления о доброте, красоте.
    “Прекрасному на свете нет конца, прекрасному на свете смерти нет!”. Это бесспорное утверждение не только поэтов, но и учащихся, занимающихся в этом прекрасном уголке, уголке “ тихой” нашей Родины, нашего ПУ № 34”
    Карнизова Н.В.
    2. Определение площади и кубатуры кабинета
    Задание. При помощи рулетки измерьте длину, ширину, высоту учебного класса, определите его площадь, кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследований.
    avatar
    2
    Справочный материал2
    Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть 55м2. На каждого учащегося должно приходиться от 1,25 до 1,5м2 площади класса (без учета места, занятого стенными шкафами) и не менее 4–5м2. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются до 2м2.
    Данные по кабинету биологии:
    длина помещения – 8,17 м;
    ширина – 5,55 м;
    высота – 2,91 м;
    площадь кабинета – 45,34 м2;
    кубатура – 132,04 м2.
    На каждого учащегося в кабинете приходится:
    площадь 1,5 м2.
    кубатура 4,4 м2, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
    3. Расстановка мебели и оборудования
    Задание. Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет, необходимо убрать, переставить. Выясните, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.
    Справочный материал
    В кабинетах-лабораториях физики, химии, биологии к ученическим столам должна быть подведена электрическая сеть. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения должны храниться в лаборантских комнатах. Общий полезный объем шкафов в кабинете и лаборантской должен быть не менее 20 м2.
    Кабинет биологии состоит из 2 смежных комнат: класс-лаборатория площадью 45,34 м2 и лаборантская комната площадью 17,2 м2. Кабинет расположен на третьем этаже с ориентировкой окон на юг. Кабинет биологии обеспечен столами (15 штук) с пластиковым покрытием. Электрическая сеть не подведена к ученическим столам, что затрудняет проведение некоторых лабораторных работ. Рабочее место учителя состоит из демонстрационного стола, классной доски, экрана. В кабинете доска классная створчатая, состоит из трех щитов, два из которых открываются в стороны (размер основного щита 1,7 х 1 м). Для использования учебных пособий на магнитной основе классная доска изготовлена из железа. Для размещения ТОО в кабинете имеются подставки для размещения на них диапроектора, эпипроектора, телевизора, магнитофона. Для хранения таблиц и карт имеется специальная тумба. Все шкафы установлены в лаборантской комнате. Оборудование в шкафах размещено согласно правилам хранения и частоте его использования на уроках. В лаборантской комнате имеется демонстрационный стол, где учитель готовит необходимое к уроку оборудование.
    В целях пожарной безопасности в лаборантской комнате имеются:
    1. Огнетушитель.
    2. Песочница с песком и совком.
    3. Ножницы с изолированными ручками.
    4. Резиновый коврик.
    5. Резиновые перчатки.
    6. Аптечка первой помощи, в которую входят: стерильный бинт, марлевые салфетки, борная кислота кристаллическая, борный вазелин, нашатырный спирт, сода питьевая, валериановые капли, бриллиантовая зелень, раствор йода спиртовой (5%), лейкопластырь, мазь от ожогов, стакан для питья, глазная ванночка, чистое полотенце, мыло.
    Площадь кабинета позволяет расставить мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы стоят в три ряда. Расстояние между столами в ряду 0,5 – 0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения – 0,5 м, от первых столов до передней стены около 8 м.
    avatar
    3
    Натуральные объекты хранятся в шкафах с глухими дверками, т.к. они выцветают от действия прямых солнечных лучей. Очень часто эти пособия повреждают насекомые, для борьбы с которыми используется нафталин. Два раза в год производится дезинфекция: опрыскивание ядовитыми веществами. К обработке учебного оборудования ядовитыми веществами категорически запрещается допускать учащихся. Дезинфекцию проводит учитель в период школьных каникул, после чего помещение тщательно проветривается.
    Микропрепараты находятся в фабричной упаковке так, чтобы они располагались горизонтально, это предохраняет их от оплывания.
    Таблицы хранятся в шкафах-табличниках.
    Диафильмы, диапозитивы содержатся в фабричной упаковке и размещены в укладках.
    Микропрепараты, таблицы, диафильмы, диапозитивы классифицируют по классам, по темам уроков.
    Для хранения оптических приборов (микроскопов, препаровальных и ручных луп) отведен специальный шкаф.
    Препаровальные инструменты (препаровальные ножи и иглы, ножницы и пинцеты) размещены в специальных укладках.
    В кабинете имеется лабораторная посуда: химические стаканы, колбы, мензурки, пробки и др.
    К хранению химических реактивов предъявляются особые требования. Растворы и сухие вещества содержатся в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждая банка снабжена этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Органические вещества (спирт, формалин) хранятся в кабинете химии.
    В кабинете имеется экскурсионное оборудование: самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала и т.п.
    4. Цветовая гамма кабинета и ее соответствие санитарным нормам.
    Задание. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены, и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветная окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветной гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.
    Справочный материал
    Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывает яркие тона. При южной ориентации помещения покраски выбираются более холодные тона – светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной – более теплые желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на который расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.
    Стены кабинета биологии окрашены в светло-голубой цвет, т.к. помещение обращено на юг. Дверь покрашена в белый цвет, но на ней разными красками изображены клетки для наглядности на уроках. Оконные рамы тоже покрашены в белый цвет. Полы покрыты линолеумом темно-желтого цвета. Крышки столов имеют светло-серый цвет. Классная доска имеет темно-зеленый цвет, рабочая поверхность ровная, прочно удерживает мел при написании текста, мел легкое стирается. Цвет стены, на которой расположена классная доска, совсем не отличается от общего фона стен кабинета, и это является недостатком.
    avatar
    4
    5. Определение температуры воздуха кабинета и ее соответствие санитарным нормам.
    Задание. Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 минут. Сравните полученные результаты с гигиеническими нормами: температура для учебных помещений не должна быть ниже 18–20оС. Изменение температуры на 3–4 градуса нежелательно.
    Определили температуру воздуха в помещении, она составила:
    • 14.11.05 – 19оС;
    • 15.11.05 – 19оС;
    • 16.11.05 – 18оС;
    • 17.11.05 – 18оС;
    • 18.11.05 – 18оС.
    Средняя температура воздуха в помещении равна 18,4оС.
    6. Определение относительной влажности воздуха в кабинете
    Задание. Используя психрометр, определите относительную влажность воздуха исследуемого помещения. Сопоставьте результаты с гигиеническими нормами: относительная влажность для школьных помещений должна составлять 30–60%.
    Пользуясь психрометром, определили относительную влажность воздуха. Она составила 54%.
    7. Изучение вентиляционного режима кабинета
    Задание. Изучите вентиляционный режим помещения. Для этого осмотрите все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверьте, действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости).
    КА = П : п/п,
    где КА – коэффициент аэрации,
    П – площадь всех вентиляционных отверстий,
    п/п – площадь пола.
    В течение 2–3 дней проследите, как проветривается исследуемое вами помещение. По проекту в помещении предусматривается приточно-вытяжная вентиляция. Однако на переменах необходимо дополнительное проветривание.
    Справочный материал
    Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, при условии, что учитываемые отверстия должны открываться не реже, чем один раз в час на 10–15 минут.
    КА = П : п/п = 1,5 : 45,34 = 0,03
    Кабинет проветривается систематически и коэффициент аэрации составляет 0,03, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
    8. Определение величины искусственной и естественной освещенности кабинета
    Задание. Определите величину естественной и искусственной освещенности помещения по формуле:
    СК = п/о : п/п,
    где СК – световой коэффициент,
    п/о – площадь окон помещения,
    п/п – площадь пола.
    Определите искусственное освещение по формуле:
    КИО = М * Н : п/п,
    где КИО – коэффициент искусственного освещения,
    М – мощность лампы в ватах;
    Н – количество ламп.
    avatar
    5
    Опишите освещенность проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учащихся, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота оконных стекол на момент проверки.
    Справочный материал
    При выполнении задания учтите, что площадь остекленной части окон на 10% меньше площади всего окна из-за наличия оконных переплетов.
    Световой коэффициент для учебного помещения должен составить не менее 1/4–1/6 площади пола. Большая освещенность помещений нежелательна, т.к. она будет способствовать их перегреву или переохлаждению. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 45 Ватт на 1 м? площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50 м2 должно быть не менее 12 действующих светильников.
    При проверке освещенности санэпидемстанцией было установлено, что освещенность даже в отдаленных уголках класса соответствует нормам. Однако, согласно справочному материалу, в классе должно быть 11 действующих люминесцентных светильников, а в классе их только 9.
    50 м2 – 12 светильников;
    45,34 м2 – X светильников
    X = 11 светильников
    В связи с этим, администрации училища была подана заявка на установку 1 светильника на потолок, а второго над доской.
    СК = п/о : п/п = 6,14 : 45,34 = 0,14
    Естественная освещенность соответствует норме.
    9. Растения в кабинете биологии
    Задание. Подсчитайте количество растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, растений в данном помещении. Какие советы по их размещению вы могли бы дать?
    Справочный материал
    Растения в помещениях могут устанавливаться на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваться на стенах, при этом не должны затенять естественное освещение.
    Любой растительный организм в процессе своей деятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний.
    К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, териеноиды, другие вторичные метаболиты.
    Фитонциды защищают человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения. В классе имеются следующие растения: ель, розмарин лекарственный, розан китайский (гибискус), араукария (австралийская ель), несколько видов бегоний, герань, хлорофитум, колеус. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства. В кабинете был проведен анализ фитонцидности имеющихся растений. Исследовались различные комнатные растения, которые имеются в кабинете: папоротник – нефролепис сердцелистный, бегония королевская, герань зональная, колеус Блюля, сциндандапсус пестрый, традесканция зебрина, хлорофитум пестролистый, олеандр обыкновенный, гибискус китайский, сенсевьера трехполосная. Результаты работы показали, что наибольшую фитонцидную активность имеют герань зональная, олеандр обыкновенный, хлорофитум пестролистый, папоротник, колеус Блюля, бегония королевская.
    Большую роль в оформлении кабинета биологии играют растения. При подборе растений, прежде всего, следует исходить из возможности использования их на уроках и во внеклассной работе.
    avatar
    6
    Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и неприхотливость к условиям содержания. Растения размещены на альпийской горке, на специальных стойках, полках (напольные, настенные).
    Все растения снабжены этикетками, которые закреплены к цветочным вазонам. На этикетках обозначены видовое название, семейство, родина.
    В кабинете имеются следующие растения, которые используются в урочное и во вне урочное время: алоэ древовидное, аспидитра, бальзамин комнатный, белокрыльник болотный, гелиотроп перезанский, гинура плетеносная, диффенбахия, жасмин полиантовый, зигокактус усеченный, каланхоэ Блосфельда, кофейное дерево (арабика), лимон Мейера, маммилярия бокасская, маранта беложильчатая, молочай тирукалли, монстера косая, плющ обыкновенный, роза китайская, сенполия гибридная, сингониум ушковатый, стапелия пестрая, сциндапсус золотистый, толстянка древовидная, фиттония Вершаффльта, хавортия жемчужная, хатиора розовая, хойя мясистая, циперус очереднолистый, шеффлера арборикома, эпепреленум золотистый, эсхинантус красивый. Количество растений в кабинете составляет 106 штук. Все растения находятся в отличном состоянии, ухожены, рационально размещены. Учитель вместе с нами вкладывает огромный труд по уходу за этими растениями.
    avatar
    7
    III. Заключение
    После окончания всех исследований на основании полученных результатов был составлен паспорт кабинета, в который внесли все полученные результаты и общую оценку экологического состояния кабинета. По итогам работы была проведена конференция, в которой приняли участие представители педагогического коллектива, учащиеся группы № 51. На конференции прозвучали отчеты и доклады учащихся о проделанной работе, предложения по благоустройству кабинета, высказано много конструктивных предложений по оформлению кабинета, которые будут учтены при составлении плана работы кабинета на будущий год.
    Опыт проведения практических работ показал, что подобная форма деятельности вызывает большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретический знаний на практике, выработке активной жизненной позиции.
    Из всего вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод: цели, поставленные в нашей работе, достигнуты, задачи – решены.
    Наша работа нацелена на перспективу составления экологического паспорта всего училища.
    Литература
    1. Зарубин В.Г., Новиков Ю.В. Гигиена города. М: Медицина, 1998.
    2. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
    3. Коммунальная гигиена / К.И. Акулов, К.А. Буштуева, Е.И. Гончарук и др. М.: Медицина, 1996.
    4. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989.
    5. Озеленение населенных мест: Справочник / В.И. Ерохина, Г.П. Жеребцова и др. / под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1997.
    6. Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1999.
    avatar
    Авторське право належить керівникам проекту та авторам матеріалів © 2024
    Сайт управляється системою uCoz