В рамках насыщенной программы состоявшейся летней школы по
медиаобразованию в течение пяти дней (с 1 по 5 августа) с утра до позднего
вечера проходили сессии лучших ученых и представителей общественных организаций
Украины. Все тренеры летней школы на национальном уровне уже неоднократно
доказывали свои лидерские позиции в области масс-медиа и в сфере требующего немедленного
развития в Украине медиаобразования.
В начале каждой полуторачасовой сессии перед слушателями
возникал новый лектор, и каждый раз ожидание медиапедагогов относительно
предстоящего получения наиболее востребованных знаний о проблемных аспектах перехода
учащихся, учителей и всего населения во вменяемую плоскость информационного общества с лихвой
оправдывалось.
2 августа, уже в конце рабочего дня (после ужина), когда переизбыток
информации, полученной за весь день, уже настолько зашкаливал, что, казалось,
любые усилия преподавателя поделиться знаниями с аудиторией,окажутся тщетными, в аудиторию вошел молодой
человек в очках. Он энергичными движениями управился с компьютером и зажег экран с
презентацией.
Им оказался хорошо известный в Киеве эксперт по новым медиа МОО
«Интерньюз-Украина» Андрей Маштаков.
Вся усталость и казавшаяся непреодолимой невосприимчивость
аудитории улетучилась сразу же, как только лектор в присущем ему подчеркнуто
выразительном речевом стиле начал излагать свои идеи относительно настоящего и
будущего Интернета и социальных сетей. С одной стороны всё, что касается рисков
и возможностей Интернета само по себе воспринимается сегодня как приоритетная
тема для медиапедагогов, а с другой - сам тренер всеми доступными средствами внушал
доверие и желание вникнуть в суть. Другими словами, все проснулись.
Харизматичность молодого преподавателя проявлялась также в
том, что без устали произносил её бесспорный носитель. Безупречно взаимосвязанные лаконичные и емкие
смысловые установки вызывали желание всё записать и ничего не упустить.
Андрей Маштаков, обладая способностью настроить аудиторию на
единый приемлемый всем ритм восприятия информации, в удивительно сжатые сроки, показывая место новых
медиа в жизни молодого человека и всего общества, успевал выдавать целую россыпь оригинальных определений:
«Большинство информации никаким образом
человеком не востребовано… Объем информации таков, что и близко осознать его
невозможно... Теперь человек узнает
информацию, которая с ним не связана и которая может оказаться «фотошопом»... Большинство
информации – это спам… Среднестатистический человек не взрослеет. Он не
получает тех вызовов, которые бы способствовали этому… Инфантильный потребитель
- наиболее «вкусный» потребитель для бизнеса. Им проще манипулировать. Самая «вкусная»
аудитория – девочки 12-14 лет (очень большое желание нравиться и выделиться)… Все
силы бизнеса направлены на то, чтобы делать людей максимально инфантильными… Намерение большинством людей проиграно… Значительная
часть людей сейчас, хотя и отдали своё «намерение», ходят в белых воротничках и
думают, что они свободны. «Офисный планктон» подарил своё намерение системе… Сейчас
мы находимся на переломном моменте... Эпоха новых медиа уже здесь».
Приведу небольшой фрагмент состоявшейся сессии.
Андрей Елькин: Как должна измениться система образования в
связи с новыми технологиями?
Андрей Маштаков: Всё должно вернуться на круги своя. Сейчас
мы получили Интернет технологии, которые позволили общаться. Исчезла сухость
общения в новых медиа. Соответственно и в технологиях образования в чем-то вы
должны вернуться назад. До недавних пор традиционная модель – это учитель
ученикам просто транслирует информацию. Слишком на большой массовый поток было
поставлено производство учителей и производство учеников.И естественно, как при любом массовом потоке,
произошла унификация и исчезло качество. Всё должно обратно вернуться к связке «учитель-ученик»,
как это было 1000 лет назад. Тогда учитель делился с учеником прежде всего не
информацией, а опытом. Например, опытом осмысления информации. Это нормально,
когда сейчас есть направления, где дети знают на много больше, чем их
родители. Например, как управлять всеми этими кнопочками – у них это всё уже с
рождения. Нужен некий контакт, когда происходит не информационный обмен, а
просто взращивание личности.Возможно,
математика ученику и не понадобится, но мозг потренируешь.
Александр Иляшенко: Нужен ли будет учитель, если есть
информационные технологии.
Андрей Маштаков: Конечно.Учитель должен научить учиться. Мы живем в мире, когда информация очень
динамично меняется. 200 лет назад можно было просто научить. И наша нынешняя модель,
скорее всего под ту модель выстроена. Научить – с 9 до 18 просто сидеть. Вот детей сегодня учат
просто сидеть – 45 минут сидеть. Умный за 3 минуты решил – всё равно сиди и всё! Сейчас людей,
прежде всего надо научить учиться всю жизнь. А это – не знание, берешь гуглишь и учишься, а это мировоззрение,
процесс, мировосприятие, то есть это намного шире, чем набор каких-то
технологий, которые нужно передать. И здесь учителя не заменит никто, никакой
гугл не научит человека учиться. Он поможет, он костыль, но костыль вперед не
идет.
Людмила Гуменюк: С учетом, того как всё быстро технологически
развивается, может быть учитель будет не биологическое существо, а некий
андроид? Например, проект «Телепузики» рассчитан на детей, которые не говорят
на английском или плохо говорят. Дети
сидят перед телевизором – и телевизор делает всё, воспитывает, прививает эмоции.
Андрей Маштаков: На мой взгляд, процесс взаимодействия
ученика и учителя – это процесс отражения одного в другом. Соответственно что, те,
кто смотрит телепузиков становятся телепузиками.Это как раз те люди, которые уходят - у которых не включается творчество. Те люди,
которые идут дальше в следующую эпоху, начало которой мы наблюдаем - это те
люди, которые могут подняться над догмами,
которые им закачиваются через масс-медиа, через литературу и социалку.Они способны по-своему на всё это взглянуть…
Издательство «Вестник Мечты» предоставляет возможность запустить
видеоролики и послушать лекцию Андрея Маштакова полностью.
Вторая часть лекции:
Первая часть лекции:
Летняя школа по медиаобразованию организована Международным
благотворительным фондом «Академия украинской прессы» в партнерстве с
Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства
образования и науки, молодежи и спорта Украины, Институтом социальной и
политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины при
поддержке Международного фонда «Відродження».