Экологически
мыслить - значит видеть мир системно и диалектически, во всей полноте его
взаимосвязей.
Наиболее полно
эту систему отражает, помимо реальной жизни, игра или моделирование ситуаций.
Экологические игры необходимы для того, чтобы развивать способности детей и
подростков к восприятию окружающего мира во всей ее полноте, к заботе о
последствиях от своих действий, к пониманию взаимосвязанности различных
явлений.
Всем известно, что играя, ребенок учится. Во время игры, за несколько
минут, он усваивает столько, что иным способом не выучит и за час. Игровые
ситуации дети воспринимают более естественно, чем простую передачу знаний. Они
раскрепостят ребенка, позволят ему почувствовать себя личностью, мнения и
жизненная позиция которой интересны окружающим, дадут ему уверенность в том,
что его понимание проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения,
разовьют в нем наблюдательность и интерес
ко всему происходящему. Научившись с помощью игры задумываться над
своими ежедневными действиями и анализировать их, став взрослыми, смогут
всесторонне осмысленно решать самые серьезные и глубокие вопросы жизни.
Специфическая особенность экологической игры несет в себе большие
воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может
программировать определенные положительные чувства играющих детей. Все
экологические понятия, которые необходимо ввести в сознание ребенка и закрепить
там надолго, необходимо пропустить через его чувства играя с ним. Поэтому важно как можно шире использовать
экологические игры, как в учебном процессе, так и во внеклассной воспитательной
деятельности.
Такие возможности
представляет новая форма внеклассной работы -
экологические игры на природе.
Для
этого можно организовать летний экологический лагерь. Дети готовы играть до бесконечности, особенно если дело происходит на
природе, да еще в хорошую погоду.
Региональный Центр Экологического Просвещения
«ЭкоДонбасс» (г. Горловка) в помощь педагогам издал сборник экологических игр на природе.
Веселого лета!
|