В современном мире неуклонно возрастает роль экологического образования и просвещения как основы формирования в обществе экологической культуры, экологически ориентированных норм поведения и действий. Поэтому в настоящем и в будущем, состояние окружающей среды и эффективность мер, принимаемых по ее улучшению, на местном и региональном уровнях, в значительной степени зависит от экологической культуры и гражданской ответственности всех групп населения.
Для нашего города Горловка формирование экологической культуры населения неразрывно связано с вопросами обеспечения экологической безопасности и качества жизни.
Уже большой опыт накоплен учреждениями образования и общественными организациями в экообразовании и просвещении. Поэтому рассмотрению вопросов распространения накопленного опыта, а также проблемам развития системы экологического образования была посвящена городская конференция «Экологическое образование и воспитание - опыт и перспективы», которая прошла 6 декабря 2011 г. в конференц-зале благотворительного центра «Витязь». В ее работе приняли участие представители отдела экологии городского совета, Департамента образования, молодежи и спорта, дошкольных, школьных и внешкольных учебных заведений, представители общественных экологических организаций.
Участники конференции рассмотрели и обсудили современное состояние и перспективы развития экологического образования и воспитания детей города Горловки. Формат конференции позволил максимально обменяться опытом и достижениями между коллегами, а также почерпнуть много нового для дальнейшей работы.
Особое внимание было уделено опыту педагогических коллективов по созданию системы экологического образования и просвещения для устойчивого развития города, на основании которого, были выработаны пути повышения ее эффективности.
Первой ступенью системы непрерывного экологического образования является эковоспитание дошкольников. Дошкольные учреждения города уделяют большое внимание экологическому воспитанию детей. В них успешно реализуются эколого-ориентированные программы, рассчитанные на самых маленьких горожан. Уже реально созданы и успешно функционируют различные варианты развивающей среды: экологические комнаты, эко-лаборатории, эко-уголки и даже экологические тропинки для общения детей с природой. Говоря о воспитательной работе с дошкольниками в городских условиях, необходимо подчеркнуть важность ознакомления детей, «вырастающих на асфальте», с миром живой природы, равно как и приобщение их к полезной природоохранной деятельности. Для этого, в частности, на территориях практически всех дошкольных образовательных учреждений организована зимняя подкормка птиц, установлены скворечники и синичники, оформлены экотропинки. Методист дошкольного отдела Департамента образования Босненко В.А. проинформировала участников конференции о достижениях в экологическом воспитании дошкольников города. Методист д\с № 12, Грибачова Г.В. поделилась практическим опытом и на конкретных примерах показала созданную эколого-развивающую среду в дошкольных учреждениях.
Детство - это та пора, когда в маленького человека необходимо заложить основы экологического мировоззрения, которые помогут ему в будущем строить устойчивое общество. И мы, взрослые, прежде всего, должны воспитать в детях чувство личной ответственности за то, каким будет это будущее. Такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания и умения помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на окружающую среду.
В начальной школе у детей формируются обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы. Поэтому в своих выступлениях учителя начальных классов делали акцент на то, что есть преемственность, что заложенные основы в дошкольных учреждениях продолжают развиваться в школе.
На конференции делились опытом формирования экологической компетентности школьников учителя разных дисциплин. Интересными, содержательными и даже зрелищными, с видеопрезентациями и роликами, были выступления педагогов Крючковой Т.С. (УВК № 25), Рыбиной М.В. (ОШ № 42), Ужакиной О.В. (гимназия «Интеллект»), Василевской А.Л.(УВК № 47), Езерской В.И. (УВК № 12), Дашинской З.В.(ОШ № 19), Павлий И.А. (ОШ № 5) Колисниченко М.Д. (ОШ № 48). Рассказали о своей работе и пригласили присутствующих и их учеников к сотрудничеству Бондаренко Н.И., зам.директора ЦТК и Цыганенко С.А., методист ДДЮТ.
Ученица УВК № 47 Стрий Елизавета, представила участникам конференции свою исследовательскую работу «Качество питьевой воды в канале «Северский Донец» и ее влияние на здоровье человека». Савченко Екатерина, ученица УВК № 14, проинформировала как она представляла наш город во второй осенней молодежной школе «Новые медиа как инструмент общественной активности в решении экологических вопросов».
В городе проводится большая эколого-просветительская работа, мероприятия ориентированы на формирование экологического сознания подрастающего поколения, повышения экологического образования школьников и дошкольников, вовлечения учащихся и население в социально-значимую практическую деятельность по улучшению экологической обстановки в городе. В своем выступлении, о перспективных направлениях экологического образования и воспитания детей, рассказала Агейкина Римма Викторовна. Она отметила, что на всех ступенях образовательной системы, а также в учреждениях дополнительного образования детей, имеется положительный опыт организации эковоспитания и образования, методические и исследовательские находки, которые необходимо поддерживать, развивать и распространять.
Экологическое воспитание и образование входят в число факторов, обеспечивающих устойчивое развитие общества, так как благодаря им формируются экологическое сознание, ответственное экологическое поведение и новый образ жизни человека, характеризующийся гармонией в его отношениях с окружающей средой.
Значительный вклад в поддержку и развитие экологического образования и просвещения вносят общественные экологические и природоохранные организации. В этом помощь общественным организациям и образовательным учреждениям по экологическому образованию оказывается экологическим фондом городского совета.
На конференции лучшие педагогические коллективы были награждены грамотами, а также было принято решение проводить такие конференции ежегодно.
Региональный Центр Экологического Просвещения «ЭкоДонбасс» г.Горловка, Донецкая область |