5 августа 2012 года завершилось обучение медиапедагогов
Украины в рамках Летней школы по медиаобразованию, которая состоялась в
туристическом комплексе «Зазимье» (Киев) и была организована МБФ «Академия украинской
прессы». Среди многочисленных лекций и практических занятий немаловажное место
заняла сессия, посвященная методике проведения дискуссий с использованием
видеоматериалов. Это занятие провела руководитель кино-клуба, ассистент кафедры
истории правоведения и методики преподавания Крымского гуманитарного
Университета Ольга Скрипник. Ей помогала её коллега - Валентина Потапова.
Это и другие занятия крымских специалистов, так или иначе,
касались технологии критического мышления, которая занимает одно из центральных
мест в медиаобразовательной практике.
На видео «Вестника Мечты» записаны фрагменты тренинга.
Напомню, что под критическим мышлением понимается «целеустремленное,
саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом,
оценкой и интерактивностью. При этом данное суждение должно быть основано на объяснении
очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений» (определение
Американской философскойассоциации).
С помощью медиа можно развивать критическое мышление, -
считает Ольга Скрипник.
На своих занятиях она формирует любознательность школьников
и студентов, их осведомленность, доверие, непредубежденность, гибкость, справедливость
в оценке, честность в столкновении с личными предубеждениями, благоразумие в
суждениях, желание пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы. Все эти качества, как и тщательность в поиске
нужной информации, разумность в выборе критериев, постоянность в поиске
результатов, которые являются столь же точными, как использованные
первоисточники, являются суть составляющими критического мышления.
Теоретической основой теории критического мышления считают
теорию медиа в качестве «повестки дня», где медиа представляется «четвертой
властью», которая распространяет модели поведения и социальные ценности. Отсюда вытекает ведущая цель медиаобразования:
научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа,
ориентироваться в информационном потоке современного общества (Masterman,
1997).