Головна » 2012»Август»13 » Людмила ГУМЕНЮК: Телевидение может и должно быть независимым
Людмила ГУМЕНЮК: Телевидение может и должно быть независимым
10:34
В ходе состоявшейся летней школы для медиапедагогов,
организованной БФ «Академия украинской прессы», обсуждался широкий спектр
вопросов, касающихся проблемных аспектов медиаобразования в Украине.
О проблеме независимости
масс-медиа и в частности обобщественном
телевидении и его значении для соблюдения принципов демократии в современном
обществе говорилаисполнительный директор
Центра медиа-реформ Людмила Гуменюк.
По мнению авторитетных медиа- экспертов , сложное положение
украинской телевизионной индустрии на протяжении последних двадцати лет
является чрезвычайно актуальной темой не
только в среде парламентариев, журналистов, телекритиков, но и среди
взыскательной зрительской аудитории.Именно
от обычного зрителя сегодня зависит рейтинговая позиция основных
телеканалов.Но, самое важное для
зрителя, как известно - чтобы
определенная программа, ток-шоу или фильм смогли бы удовлетворить его интересы и
предпочтения и сообщить новую интересную и объективную информацию.
И телевидение (в том виде, в котором оно существует ныне)
как бы добросовестно выполняет основные свои функции:информативную, просветительскую (в научной и
культурно-духовной сферах) и развлекательную.Однако возникает вопрос: насколько существующий контент отвечает
требованиям объективности и адекватности соответствующим социальным процессам?
Людмила Гуменюк считает, что свои функции лучше выполняет
общественное телевидение - единственный демократический тип вещания, который
позволяет только зрителям диктовать справедливые «правила игры».
Предлагаем Вашему вниманию аудио-программу МОЭИИ «Вестник
Мечты» в формате видеоролика
Истоки общественного телевидения берут начало во второй
половине ХХ века, когда телевизионные технологии перестали быть громоздкими, и
стало понятно, что не за горами приход новой, цифровой эпохи.Цензура, засилье китч-культуры, рекламная
перенасыщенность исчезают.
Государство абсолютно не вмешивается в программную политику,
создаются соответствующие советы, комитеты или комиссии, состоящие из
представителей широкого круга общественности и избираются народом на
определенный срок.К полномочиям таких
органов входит проведение мониторингов, опросов и социологических исследований,
с помощью которых происходит тесный контакт между телевизионщиками и
аудиторией: последней предоставляется неограниченное право решать судьбу
конкретных программ и лично формировать структуру вещания и влиять на нее.
Наиболее распространенная в мире модель финансирования
общественного телевидения - абонентская плата пользователей (кроме того -
государственные дотации и доходы от продажи аудиовизуальных материалов),
благодаря которой такое явление, как надоедливая реклама, перестает
существовать.
На европейском уровне все это регулируется резолюцией
«Будущее общественного вещания», утвержденной в Праге в 1994 году.Все государства-участники резолюции обязаны
гарантировать независимость общественных вещателей от всякого политического и
экономического вмешательства.
Страны-лидеры: Дания,
Швейцария и Великобритания.Например Дания
(население около 5 млн. человек) обладает двумя компаниями общественного
вещания, которые на телевизионном рынке занимают 74%.На радио эта доля составляет еще больше -
80%.Система финансирования -
классическая.Одна компания
финансируется из абонентской платы, размер которой определяется правительством
на четырехлетний период.Вторая получает
двадцать процентов за счет абонентской платы, а восемьдесят процентов - за счет
рекламы.В Дании не существует коммерческих
общенациональных каналов, сигнал передается через спутник, через кабель или
через местные ретрансляторы.Даже в тех
регионах, где имеется прямая конкуренция между спутниковыми, кабельными и
общественными вещателями, последней удается удерживать рейтинг на постоянной
величине - 60%.
Швейцарская корпорация общественного телевидения SBC,
основанная в 1931 году, вещает на немецком - это 70% населения, французском -
22% населения, и ретороманском - 1% населения.В Швейцарии проживает семь миллионов человек, и 2 млн. 700 тыс. семей
платят абонентскую плату, равную стоимости газеты или половины чашки кофе.90% семей имеют возможность просматривать 200
- 250 каналов кабельного телевидения в цифровом формате.
Беседа с Людмилой Гуменюк состоялась 3 августа 2012 года в
рамках летней школы по медиаобразованию, организованной Международным
благотворительным фондом «Академия украинской прессы» в партнерстве с
Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства
образования и науки, молодежи и спорта Украины, Институтом социальной и
политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины при
поддержке Международного фонда «Відродження».