В ходе реализации долгосрочного историко-краеведческого проекта "Роль харизматической личности в истории украинского народа" клуб "Белые Вороны" в июле 2013 года совершил экспедиционный выезд в Днепропетровскую область на место базирования Чертомлыцкой Сечи, варварски разрушенной русскими войсками Петра І в 1709 году.
В окрестностях Никополя, возле села Капуловка на высоком кургане эпохи бронзы нашёл своё последнее пристанище славный кошевой атаман Войска запорожского Низового Иван Дмитриевич Сирко. Мы поклонились его праху, справили скромную тризну и принесли своё покаяние за деяния "славних прадідів великих правнуків поганих". Ведь останки Ивана Дмитриевича были осквернены варварским вскрытием могилы в 1967 году, в ходе которого череп покойного был разбит, подменён на череп скифа и увезён в Москву.
Некоторые остатки ткани, ниток, меха, волос и другие материалы переданы для научного изучения на кафедру судебной медицины Днепропетровского мединститута профессору Рубежанскому А.Ф. Почти тридцать лет череп Сирко находился в Москве, а потом ещё семь лет лежал в сейфе чиновника райгосадминистрации Никополя. Только в 2000 году череп подзахоронили в могилу. При подзахоронении оказалось, что скелет Сирко лежал с нарушением православной ориентации "запад-восток", и археолог, взломав гроб, уткнулся в ноги покойного. Сейчас на могиле Сирко стоит его бюст, отлитый по реконструкции внешнего облика, выполненной ученицей академика М.М. Герасимова Г.П. Лебединской. Автор бюста В. Д.Шконда.
Мы побывали также в школе села Капуловка, в музее имени Ивана Сирко, поклонились бюсту атамана, выполненного по картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Могильный камень, установленный на могиле атамана в 1680 году местные жители подняли со дна Каховского водохранилища. Во время Великой Отечественной войны месиный полицай стрелял в этот камень из караьина и был застрелен за вандализм немецким офицером.
В 2000 году камень был водружён на могиле Сирко и заключён в саркофаг, позже разбитый выстрелами местного чиновника во время охоты. Горько сознавать, что могила Ивана Дмитриевича Сирко практически единственная достоверная из всех славных гетманов и кошевых атаманов Запорожского Войска и украинского народа. Кто же мы, если не сохранили даже могил наших великих предков?
Как иллюстрацию приводим пространную цитату из статьи Федора Шепеля. "Как ни странно, но до сих пор имелось, по сути, только одно фундаментальное научное исследование, посвященное жизни и деятельности Ивана Сирко. Книгу Дмитрия Яворницкого «Иван Дмитриевич Сирко, славный кошевой атаман Войска запорожских низовых казаков» (1894). Отныне, по нашему мнению, самой полной и наиболее точной биографией этого казацкого вожака стал труд выдающегося современного источниковеда, доктора исторических наук Юрия Мыцика «Иван Сирко».
Построенный на тридцатилетнем тщательном изучении достояния историков и архивных материалов Украины, России, Польши и Германии, он, с одной стороны, развенчивает немало мифов, которые начали преследовать знаковую фигуру еще при жизни, а с другой — убедительно доказывает, что и без детских сказочек и легенд жизнеописание великого украинца не становится менее привлекательным или недостаточно славным.Для сегодняшней Украины чрезвычайно актуален правдивый рассказ о личности легендарного кошевого атамана Запорожской Сечи.
Оказывается, что бы там не привирали недруги, на нашей земле тоже жилы, а главное — действовали! — и непобедимые военачальники, и дальновидные кормчие, и просто сильные духом и телом люди. И бороться им приходилось в значительно более сложных условиях, чем, скажем, кое-кому сегодня в рамках украинской государственности, пусть и унаследованной от УССР.
Период страшной Руины, который пришел на смену Хмельниччине, стал одним из самых болезненных напоминаний о неиспользованных шансах отечественной истории. Впрочем, Иван Сирко никогда не страдал болезнью второсортности: ни в братских объятиях Московии, с ее гостеприимной Сибирью; ни во время бесконечных войн с Османской империей и ее сателлитами; ни в дипломатических соревнованиях с хитроумной Речью Посполитой (в 1675 году польский король просил Сирко «выступить за церковь Божью и веру православную ради narodu ukrainskiego»); нет, даже во взаимоотношениях с единокровной старшиной и гетманами.
Да, в условиях безгосударственности казацкий атаман (патриот и усердный защитник православия) ошибался. Впрочем, сделанное им для Украины пережило века. Его личность продолжает стремительно привлекать внимание и в третьем тысячелетии. Иван Дмитриевич Сирко установил несколько своеобразных рекордов в истории Запорожской Сечи. В первую очередь они касаются ратных подвигов (о чем — ниже). Во-вторых, количество избраний на должность кошевого. Начиная с 1659 и по 1680 гг., он не меньше 15 раз возглавлял Войско низовое запорожское. (Кстати, Яворницкий считал, что только восемь.) Кость Гордиенко и св. Петр Калнышевский были кошевыми по 12 раз. По мнению Мыцика, сравняться в этом с Сирко может теоретически только Петр Конашевич (Сагайдачный). Но последнее нуждается в документальных подтверждениях.
Нынешнему поколению трудно даже представить, что «вся та доба квітчаста» (Николай Зеров), которая почти не сохранила после себя украинских письменных источников, находила отражение на колонках до сих пор еще мало изученных итальянских, польских, немецких, швейцарских газет ХVII века! Иван Сирко был объектом заинтересованности западной периодики не только как знакомый царей, королей, ханов, гетманов, полководцев. А в первую очередь потому, что для христианского мира Европы наравне с мальтийскими рыцарями воплощал образ героического борца против Османской агрессии. Анонимный польскоязычный автор «Стихотворной хроники» 1682 года считал, что даже фамилия кошевого, слово, которым обычно зовут псов, — богоданное. Ведь Иван Сирко, действительно, словно пес был поставлен Богом на страже христианских овечек.
|