При финансовой поддержке Международного фонда «Відродження» в рамках программы «Схід-Схід» - партнерство без кордонів» в городе Горловка состоялся региональный семинар по обмену и распространению успешного опыта, а также практик в сфере экологического образования и воспитания детей в интересах устойчивого развития. С данной инициативой выступили общественные экологические организации Запорожской области входящие во Всеукраинское экологическое движение «Хортицкий Форум».
Для представления своего опыта и работы были приглашены педагоги и общественники из Донецка, Артемовска, Дружковки, Доброполья, Дзержинска, Енакиево, Константиновки, Красноармейска, Луганска, Горловки и конечно же Запорожья. Яркие и наглядные презентации из опыта работы педагогов представили Андриянова А.Н. я\с № 38, Грибачева Г.В. я\с № 12 (г. Горловка), Устинова А.И. я\с № 34 (г. Константиновка), Белошенко С.В. я\с № 1 (г. Дружковка), которые вызвали большой интерес у участников семинара. Педагоги начальных классов Чмона А.А. УВК № 3 (г. Енакиево) и Кришун С.Д. ОШ № 10 (г. Горловка) представили свой опыт и достижения по работе с детьми младшего школьного возраста. Татьяна Васильева, руководитель проекта представитель Экологической ассоциации «Зеленое движение Запорожье» (г. Запорожье), презентовала свой авторский проект «Экосемья» (ПАПА, МАМА, Я – экологическая семья) и ознакомила педагогов, как можно дистанционно работать по этой программе.
Сейчас, когда так очевидно влияние деятельности человека на состояние окружающей среды, а значит и на качество жизни, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально–экономического устойчивого развития, об учете интересов и потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений.
Экология включает в себя весь комплекс взаимодействующих факторов – как природных и технологических, так и социальных, общественных, моральных и нравственных. Поэтому экологические проблемы, проблемы деградации природной среды - это, прежде всего нравственные проблемы, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный потенциал.
Оберегая природу, заботясь о ее гармоничности, сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой мир, свои устойчивые отношения с окружающей средой. Именно поэтому учителю отводится ответственная роль – не только научить, но и развить лучшие стороны личности, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором мы живем. Учитель должен стать проводником нового экологического мышления, способного, при условии его высочайшей нравственности, образованности и культуры, а также профессионализма показывать выход человечества из экологического тупика.
Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят не только в обществе, но и внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования и выживания в современном мире, к практической готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия и риски в сфере устойчивости природных экосистем.
Участники регионального семинара убедились, что большая работа по экологическому образованию и воспитанию детей проводится во внешкольных учреждениях. Для максимального эффекта используются новейшие технологии – Интернет, скайп, сайты, компьютерные технологии и мультимедийные средства. Во многих случаях, в процессе обучения, дети сами создают фильмы, мультфильмы, презентации и слайд-шоу. Активно используются и традиционные методы эковоспитания - игры на природе, зооуголки, эколагеря, экспедиции, исследовательская работа, природоохранные акции и кампании. При этом все были единодушны в том, что формировать активную жизненную позицию в познании и защите окружающего мира необходимо с дошкольного возраста.
Школьными учителями были представлены пособия, авторские разработки, а также не по возрасту серьезные работы своих учеников. На наглядном материале, видеороликах и презентациях педагоги увидели, как проходит в различных учреждениях практическая работа по экообразованию подрастающего поколения. Для дальнейшей работы участники семинара получили раздаточный материал и методическую литературу. Кроме того, для них был проведен мини-тренинг по написанию проектов, проведению компаний и работе с местными властями, а также как использовать в своей работе Интернет и сайт-ресурсы.
Во время обсуждения существующих проблем экологического образования педагоги выяснили, что в основном они работают добровольно, по собственной инициативе. Поэтому пришли к единому мнению, что нет смысла «вариться в собственном соку», необходимо объединяться, обмениваться опытом, координировать совместную работу и усилия. Было поддержано предложение о создании сети специалистов школ, детских садов, внешкольных учреждений и общественных организаций, работающих в сфере экообразования. Помощь в создании такой сети окажут опытные активисты Всеукраинского экологического движения «Хортицкий Форум», Детская Экологическая Ассоциация «Зелена Країна», Зеленое движение Донбасса и Запорожья, которые реально подготовили и организовали этот семинар.
В наших сложных экономических условиях достичь устойчивого развития не просто. Принимая решения сегодня и делая выбор, необходимо задумываться не только о ближайшем будущем, но и о тех, кто будет жить здесь после нас. Для региона с неимоверным количеством экопроблем, выбор устойчивого пути развития будет самым смелым решением. Но для людей, которые любят свою малую родину и гордятся ей, для людей, объединенных одной идеей, это под силу.
Региональный семинар завершил работу, но проект «Экологическое образование для устойчивого развития» только начался. Впереди предстоит работа по проведению аналогичных тренингов в Херсонской, Сумской, Львовской областях, а также в Запорожье.
Римма Агейкина, Детская Экологическая Ассоциация «Зелена Країна»,
координатор проекта в Донецкой области |