Среди многих наук есть одна особая – о Доме, обо всем, что нас окружает, о нашей Земле. Имя ей – Экология. Сегодня общество, наконец, начинает осознавать, как дорого приходится расплачиваться за незнание элементарных основ этой науки. Именно поэтому экологическое образование становится приоритетным. Человечество не может развиваться, не взаимодействуя и не влияя на окружающую природную среду. Степень этого влияния соответствует тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда отдельные, накапливаемые знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Основная цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Однако для решения этой задачи, необходимо создавать соответствующую среду, разрабатывать и внедрять эффективную методическую базу, издавать необходимую программную и учебную экологическую литературу, максимально использовать уже существующую, а также накопленный опыт, современные методы и технологии обучения. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом образования и воспитания. У детей этого возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, что включает: эмоциональную сторону ¾ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, а также деловую готовность ¾ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и вне учебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности и зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия).
При методическом центре Управления Образования г. Горловка создана творческая группа учителей начальных классов, которая в 2010 г. работала над темой «Экологическое воспитание младших школьников в процессе обучения» и на заседаниях обсуждала вопросы, проблемы и подходы к воспитанию экологической культуры малышей, а именно с помощью отечественной мультипликации. Передаваемая информация по средствам мультфильма усваивается малышом «на ура!». У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развито аналитическое мышление, зато ярко выражено эмоционально-интуитивное отношение к окружающему миру. Дети легко увлекаются, не всегда различая, что хорошо, а что плохо. Развеселить могут и солнечный зайчик, и грохот консервной банки, привязанной к хвосту собаки. Ребенок с интересом будет наблюдать как за полетом бабочки, но и за тем, как та же бабочка с оторванными крылышками не может взлететь. Хотим мы того или нет, дети развлекаются, и в своих играх — невинных или жестоких — познают окружающий мир стихийно, бессистемно. От того, кто будет лидером в их играх, зависит, какой станет молодежь через десять лет. То есть закладываются основы и принципы их поведения в обществе.
Превращение педагогического замысла урока в качественный результат обучения во многом зависит от уместного, грамотного использования учителем средств обучения. Поэтому технически аудиовизуальные средства обучения давно уже используются при проведении уроков в школе с целью активизации внимания учащихся, формирования положительной мотивации, активного включения учащихся в учебный процесс. При этом, в большинстве своем, технические средства лишь усиливают отдельные направления в деятельности учителя, помогают ему представить образовательную информацию тем или иным способом, направленно воздействуя на те или иные органы чувств учащихся. Таким образом, и мультфильмы могут быть вспомогательным технологическим средством. Они многому могут учить, если выбраны с учетом возрастной психологии.
Хороший мультфильм для ребенка – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать неоценимую помощь в экологическом воспитании ребенка. Уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносят малышу мультфильмы, легко запоминаются и не выглядят нравоучениями, они наглядны и понятны. Поэтому мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Дети часто копируют поведение героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Многие сюжеты мультфильмов не раз обыгрываются детьми, закрепляя образ действия в тех или иных ситуациях. Именно поэтому детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший экологический мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека.
Мультфильмы-сказки метафоричны по своей природе, они заставляют задуматься. Ребенок, подсознательно «цепляясь» за метафоры, додумывает и достраивает свою картину мира. Так экологические мультфильмы могут выполнять свою воспитательную функцию. Однако, именно таких мультфильмов оказалось лишено сегодняшнее поколение детей. Их не мало, но демонстрируются редко, заполняя экран дешевой низкосортной, а иногда и вредной заграничной продукцией. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые и доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, а в конечном итоге влиять на формирование мировоззрения.
Эко-мультфильмы — одно из эффективных средств экологического воспитания ребёнка.
Предлагаемый материал издан в виде практического пособия для учителей с диском экологических мультфильмов и может быть использован на уроках природоведения, Я и Украина, Основы здоровья, а также во время проведения воспитательных часов и факультативных занятий по экологии.
Р.В. Агейкина,
Методист Регионального Центра
Экологического Просвещения «ЭкоДонбасс» |