Одна из задач
экологического образования - формирование у ребёнка представления о человеке не
как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё.
Необходимо логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую
среду. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание
природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко
всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку,
растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит
огромный вред природе. Можно ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в
лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных и растений
связано с этим деревом, сам может объяснить, что произойдёт с ними после
исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер,
а можно объяснить, что почва - «живая земля», в которой обитает множество живых
организмов, корни растений. Многие из них гибнут вследствие разведения костров.
Основная цель
экологического воспитания - формирование
человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают комплекс
экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной
форме.
Один из главных
принципов составления занятий по экологической тематике - интегрированный подход. Элементы экологических
знаний дети могут получать на занятиях по чтению, математике, природоведению, музыке,
трудовому обучению, изобразительному искусству, на классном или воспитательном
часе. Для целей экологического образования используются рассказы, стихи о природе, пословицы,
поговорки, загадки, сказки, мультфильмы
с последующим обсуждением,
экологические игры, и творческие задания. Любой ребенок воспринимает
природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,
которые взрослый человек и не заметит. Он способен удивляться тому, что его окружает,
задаёт массу вопросов, воспринимает растения и животных как равных, сочувствует
им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована
как можно полнее в целях экологического воспитания. Любой вид деятельности требует творческого подхода.
Региональный Центр Экологического Просвещения «ЭкоДонбасс»
(г. Горловка) разработал и издал в помощь педагогам практическое пособие «Творческие задания
по экологии».
|