Каталог статей
Меню сайту
Нові коментарі
Авторизация

Друзі сайту

Оновлення форуму
  • Закарпатська область (3)
  • Дом для Ваших родных (0)
  • Конференції, зїзди, семінари (38)
  • Наші печатні видання (15)
  • Релігії світу та екологічне виховання молоді (58)
  • Работа в интернете (1)
  • Здоров'я спини (0)
  • літературний журнал "Дніпро" (1)
  • Ділимось поезією. (2)
  • Росла собі ялиночка (5)
  • Категорії розділу
    Статті "Белих ворон" [1]
    Статті "Легіонів Землі" [42]
    Статті "Республіки Мрії" [43]
    Статті Клубу "ЕКОС" [0]
    Статті "Романтиків" [0]
    Статті "Хортицького форуму" [3]
    Статті Зеленої Країни" [26]
    Проекты Луганска [0]
    Актуальна проблематика [18]
    Статті лідерів дитячих, юнацьких та молодіжних екологічних організацій
    Інші статті [1]
    Матеріали семінарів "Екоосвіта для ЗР" [38]
    Хмара тегів
    Вестник Мечты ЗРЗ ПИТАНИЕ МАМА-86-Запорожье здоровье Вісник Мрії ВМ-НФ електронні відходи Мама-86 Республіка Мрія Мама-86-Запоріжжя живи органично Запорожье Экомарафон екомарафон Республика Мечта Запоріжжя конкурс екоосвіта Живи органічно
    Пошук
    Статистика



    mail.ru

    Сегодня работали на сайте:

    Сейчас на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Вітаю Вас, Гость · RSS 22.12.2024, 10:49

    Головна » Статті » Статті "Хортицького форуму" [ Додати статтю ]

    Экологическое образование и устойчивое развитие. Александр БАГИН

    Почти в каждой газете, в любом журнале мы пишем об экологии, кричим об этом с трибун, призываем оглянуться вокруг себя и увидеть то, что уже натворили, требуем прекратить загрязнение окружающей среды, обсуждаем эти проблемы да же на кухнях, хотим, чтобы вернули нам природу в чистом виде. Не поздно ли?

           Нравственность, природа, человек – понятия тождественные. И к великому сожалению, в нашем обществе именно взаимосвязь этих понятий разрушена. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви к окружающему миру, духовности и бережности, но реально этого им не даем, не учим и не прививаем необходимые ценности. Мы растеряли и растратили богатства, хранившиеся и копившиеся веками. Низвергли, предали забвенью заветы, традиции, опыт прошлых поколений в отношении к окружающему миру. Практически уничтожили своими руками, своим бездушием, бездумьем, своей бесхозяйственностью.

          Радиационные и кислотные дожди, урожаи, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, заиленные озера и пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, уничтоженные животные, модифицированные организмы и продукты – вот наше современное наследие. А сейчас, вдруг, всем миром осознаем, что мы на краю гибели, и каждый, именно каждый, на своем месте, должен по крупицам, упорно и добросовестно восстанавливать, залечивать, выращивать добро. И под корень искоренять зло, тогда, может быть, через десяток, а то и более лет, природа вновь поверит человеку, улыбнется солнышком и прольется живительными дождями.

         В этой борьбе за будущее человечества, за высоконравственного человека, практически самое важное место, занимают педагоги. Несмотря на то, что они находятся в очень сложном положении, для них скидок на всякого рода трудности нет. Либо посеют злаки, либо взрастят бурьяны. Становится очень жутко, когда от Учителя слышишь: «А зачем нам предмет экология? Детям, особенно в младшем возрасте, он вообще не нужен!»

    Мы знаем: ранний возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает моральные нормы и ценности. Возрастает активность детей в разнообразных видах деятельности.

         Сейчас о глобальных проблемах можно легко узнать из ежедневных новостей по телевидению и из прессы: наводнения, эпидемии, террористические акты, люди, умирающие от голода, загрязнение окружающей среды, катастрофы – все это стало уже привычным для всех, своего рода характеристиками начала 21 века. В настоящее время нет необходимости доказывать, что такие процессы как глобальное потепление и изменение климата, истощение озонового слоя, уменьшения биоразнообразия, радиационная и химические угрозы, истощение энергетических ресурсов существуют.

         Еще в 1992 году Конференция ООН по проблеме «Планеты Земля», прошедшая в Рио–де–Жанейро, в своих декларациях подчеркнула огромную значимость экологии в разработке стратегий защиты жизнеспособности Планеты, выживания,  в устойчивом развитии человечества, в сохранении биологического разнообразия, потому что «биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильем, лекарствами, а также духовной пищей.

        В отдельном документе конференции подчеркивалась крайняя необходимость экологического просвещения и образования, подготовки кадров и информирования населения в области рационального использования окружающей среды. Отсюда следует, что одним из основных факторов решения экологических проблем в настоящем и в будущем является экологическое образование подрастающего поколения и просвещение населения. На этой же конференции впервые было сформулировано понятие устойчивого развития. В свою очередь в заявлении Министров экологии стран Европы «Об образовании в интересах устойчивого развития», подписанное на Международной Конференции министров «Киев-2003» (Украина), подтверждено, что основой образования будущего поколения для устойчивого развития должно стать экологическое образование. Интересен и тот факт, что ООН объявила десятилетие экологического образования с 2005 по 2015 гг. Однако Украина пока не выполняет взятые на себя обязательства по развитию экологического образования и реформе в концепции образования в интересах устойчивого развития.

            На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и щадящее отношение к природе стали залогом выживания человека. Экологическое образование в мире становится главной движущей силой Экологической революции (революции человека в его взаимоотношениях с окружающей средой), равной по своему значению Сельскохозяйственной и Промышленной революциями. Развитые страны разрабатывают концепции и стратегии устойчивого развития и приступают к их реализации.

          Завершается 2010 год. В городе Запорожье экологическая ситуация крайне сложная. Решение многих экологических проблем зависит от образованности и активности действий общественности, педагогов, молодежи и населения в целом. Запорожская область пока единственная в Украине, в которой предмет «Экология родного края» изучается во всех классах. Однако в нашем экологически неблагоприятном городе, проблемы развития экологического образования, внедрения новых педагогических технологий, а самое главное качество и профессионализм педагогических кадров стоят очень остро. А что уж говорить об образовании в интересах устойчивого развития, которое является международным приоритетом. Основа есть, но готова ли наша система образования к этой реформе, имеется ли позитивный опыт, готовы ли педагогические кадры?

            Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Для решения этой задачи, необходимо создавать соответствующую среду, разрабатывать современные методики и технологии, обеспечить разнообразной программной и учебной литературой, при этом максимально использовать уже изданную, а также накопленный опыт, Важнейшей проблемой является подготовка педагогов.

         Одним из наиболее перспективных направлений реализации системы непрерывного экологического образования, является организация и поддержка властями региональных (областных, городских, районных) экологических центров, основной целью которых, является координация деятельности на всех этапах непрерывного экологического образования, распространение и внедрение новых разработок. Эти же центры могут стать базовыми для образования в интересах устойчивого развития.

         В ряде развитых стран уже приняты на вооружение концепции предотвращения экономического и экологического кризиса, которые получили название концепций устойчивого развития. Особенность в системности, во всестороннем рассмотрении экологических проблем, в тесной взаимосвязи с экономическими и социальными компонентами.

         В основе понятия устойчивого развития лежит забота о будущих поколениях и принятие долгосрочных программ и решений. При переходе к устойчивому развитию необходимо идти на несколько шагов вперед, чтобы в конце пути оказаться в запланированном нужном месте, а так же прогнозируемом состоянии. Поэтому при принятии решений любого уровня необходимо рассматривать влияние этих решений в будущем на окружающую среду, экономику и общество в целом. Причины многих проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, будь то ухудшение экологической обстановки, социальное неравенство или ослабленное здоровье населения лежат в решениях, принятых когда–то в прошлом нашими руководителями.

           Фабрики, заводы, дороги, города строились на скорую для краткосрочных целей, и мало кто думал тогда, какие последствия принесет эта деятельность через 20, 30, а там более 100 лет. Мы могли бы обвинить во всем наших предков, но наша вина еще более велика, так как мы осознаем, какие последствия повлекут за собой наши действия, и в тоже время, продолжаем думать и поступать по-прежнему. Этому подтверждение экологические проблемы, существующие в настоящее время в нашем городе.

           Важно понимать, что образование для устойчивого развития – это не новый предмет в учебном плане, рассказывающий детям, что такое устойчивое развитие, - это изменение подходов к образованию и интегрирование соответствующих понятий во все школьные предметы.

            Цель образования в интересах устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без ущерба окружающей среде и угрозы для будущих поколений. Для учителя же, это переход от фактически механической передачи знаний к созданию условий для активного познания окружающего мира и получения детьми практического опыта. Для учащихся – от пассивного усвоения получаемых знаний и информации к активному их поиску, критическому осмыслению, к получению опыта использования на практике, к общению и реальной деятельности. Для школы – к изменению политики управления коллективом взрослых и детей, использование ресурсов, организации разнообразного взаимодействия с местным сообществом. Это означает создание такой образовательной среды, где существует возможность:

    - ориентироваться в информации и критически ее осмыслить;

    - выражать и отстаивать свою точку зрения;

    - делать обоснованный выбор между альтернативами;

    - работать совместно, учиться взаимодействовать и договариваться, общаться и уважать демократические решения;

    - слушать и слышать других;

    - прогнозировать последствия своих действий;

    - ответственно участвовать в жизни школы и общества.

         Дети – это будущее каждого государства. От их образованности и убеждений зависит, какой будет уже через десять – двадцать лет не только государство, но и Земля. От экологического состояния окружающей среды зависит существование жизни на Планете. Надежда есть, так как в обществе уже есть понимание, что пришло время «не покорять Природу, а сотрудничать с ней», быть гармонично связанными, как ее составляющей. Это основная задача экологического образования. Поэтому именно школе принадлежит ведущая роль в экологическом образовании и в переходе на устойчивое развитие.
    Категорія: Статті "Хортицького форуму" | Додав: ecorezerv (01.06.2011) | Автор: Александр БАГИН
    Переглядів: 1476 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всього коментарів: 0
    avatar
    Авторське право належить керівникам проекту та авторам матеріалів © 2024
    Сайт управляється системою uCoz