Почти в каждой газете,
в любом журнале мы пишем об экологии, кричим об этом с трибун, призываем
оглянуться вокруг себя и увидеть то, что уже натворили, требуем прекратить
загрязнение окружающей среды, обсуждаем эти проблемы да же на кухнях, хотим,
чтобы вернули нам природу в чистом виде. Не поздно ли?
Нравственность, природа, человек –
понятия тождественные. И к великому сожалению, в нашем обществе именно
взаимосвязь этих понятий разрушена. Мы требуем от детей порядочности, доброты,
любви к окружающему миру, духовности и бережности, но реально этого им не даем,
не учим и не прививаем необходимые ценности. Мы растеряли и растратили
богатства, хранившиеся и копившиеся веками. Низвергли, предали забвенью заветы,
традиции, опыт прошлых поколений в отношении к окружающему миру. Практически
уничтожили своими руками, своим бездушием, бездумьем, своей
бесхозяйственностью.
Радиационные и кислотные дожди, урожаи,
покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, заиленные озера и пруды,
превратившиеся в болота, вырубленные леса, уничтоженные животные,
модифицированные организмы и продукты – вот наше современное наследие. А
сейчас, вдруг, всем миром осознаем, что мы на краю гибели, и каждый, именно каждый, на своем месте, должен по крупицам, упорно и
добросовестно восстанавливать, залечивать, выращивать добро. И под корень
искоренять зло, тогда, может быть, через десяток, а то и более лет, природа
вновь поверит человеку, улыбнется солнышком и прольется живительными дождями.
В этой борьбе за будущее человечества, за
высоконравственного человека, практически самое важное место, занимают
педагоги. Несмотря на то, что они находятся в очень сложном положении, для них
скидок на всякого рода трудности нет. Либо посеют злаки, либо взрастят бурьяны.
Становится очень жутко, когда от Учителя слышишь: «А зачем нам предмет
экология? Детям, особенно в младшем возрасте, он вообще не нужен!»
Мы знаем: ранний
возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие
образных форм познания действительности: образного мышления, воображения,
появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает
моральные нормы и ценности. Возрастает активность детей в разнообразных видах
деятельности.
Сейчас о глобальных проблемах можно легко
узнать из ежедневных новостей по телевидению и из прессы: наводнения, эпидемии,
террористические акты, люди, умирающие от голода, загрязнение окружающей среды,
катастрофы – все это стало уже привычным для всех, своего рода характеристиками
начала 21 века. В настоящее время нет необходимости доказывать, что такие
процессы как глобальное потепление и изменение климата, истощение озонового
слоя, уменьшения биоразнообразия, радиационная и химические угрозы, истощение
энергетических ресурсов существуют.
Еще в 1992 году Конференция ООН по
проблеме «Планеты Земля», прошедшая в Рио–де–Жанейро, в своих декларациях
подчеркнула огромную значимость экологии в разработке стратегий защиты
жизнеспособности Планеты, выживания, в устойчивом
развитии человечества, в сохранении биологического разнообразия, потому что
«биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильем, лекарствами,
а также духовной пищей.
В отдельном документе конференции
подчеркивалась крайняя необходимость экологического просвещения и образования,
подготовки кадров и информирования населения в области рационального
использования окружающей среды. Отсюда следует, что одним из основных факторов
решения экологических проблем в настоящем и в будущем является экологическое
образование подрастающего поколения и просвещение населения. На этой же
конференции впервые было сформулировано понятие устойчивого развития. В свою
очередь в заявлении Министров экологии стран Европы «Об образовании в интересах
устойчивого развития», подписанное на Международной Конференции министров
«Киев-2003» (Украина), подтверждено, что основой образования будущего поколения
для устойчивого развития должно стать экологическое образование. Интересен и
тот факт, что ООН объявила десятилетие экологического образования с 2005 по
2015 гг. Однако Украина пока не выполняет взятые на себя обязательства по
развитию экологического образования и реформе в концепции образования в
интересах устойчивого развития.
На сегодняшний день экологическая
грамотность, бережное и щадящее отношение к природе стали залогом выживания
человека. Экологическое образование в мире становится главной движущей силой
Экологической революции (революции человека в его взаимоотношениях с окружающей
средой), равной по своему значению Сельскохозяйственной и Промышленной
революциями. Развитые страны разрабатывают концепции и стратегии устойчивого
развития и приступают к их реализации.
Завершается 2010 год. В городе Запорожье экологическая ситуация крайне сложная. Решение
многих экологических проблем зависит от образованности и активности действий
общественности, педагогов, молодежи и населения в целом. Запорожская область
пока единственная в Украине, в которой предмет «Экология родного края» изучается
во всех классах. Однако в нашем экологически неблагоприятном городе, проблемы
развития экологического образования, внедрения новых педагогических технологий,
а самое главное качество и профессионализм педагогических кадров стоят очень
остро. А что уж говорить об образовании в интересах устойчивого развития,
которое является международным приоритетом. Основа есть, но готова ли наша
система образования к этой реформе, имеется ли позитивный опыт, готовы ли
педагогические кадры?
Цель экологического образования -
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и
умеющего жить в относительной гармонии с природой. Для решения этой задачи,
необходимо создавать соответствующую среду, разрабатывать современные методики
и технологии, обеспечить разнообразной программной и учебной литературой, при
этом максимально использовать уже изданную, а также накопленный опыт, Важнейшей
проблемой является подготовка педагогов.
Одним из наиболее перспективных
направлений реализации системы непрерывного экологического образования,
является организация и поддержка властями региональных (областных, городских,
районных) экологических центров, основной целью которых, является координация
деятельности на всех этапах непрерывного экологического образования,
распространение и внедрение новых разработок. Эти же центры могут стать
базовыми для образования в интересах устойчивого развития.
В ряде развитых стран уже приняты на
вооружение концепции предотвращения экономического и экологического кризиса,
которые получили название концепций устойчивого развития. Особенность в
системности, во всестороннем рассмотрении экологических проблем, в тесной
взаимосвязи с экономическими и социальными компонентами.
В основе понятия устойчивого развития
лежит забота о будущих поколениях и принятие долгосрочных программ и решений.
При переходе к устойчивому развитию необходимо идти на несколько шагов вперед,
чтобы в конце пути оказаться в запланированном нужном месте, а так же
прогнозируемом состоянии. Поэтому при принятии решений любого уровня необходимо
рассматривать влияние этих решений в будущем на окружающую среду, экономику и
общество в целом. Причины многих проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня,
будь то ухудшение экологической обстановки, социальное неравенство или
ослабленное здоровье населения лежат в решениях, принятых когда–то в прошлом
нашими руководителями.
Фабрики, заводы, дороги, города
строились на скорую для краткосрочных целей, и мало кто думал тогда, какие
последствия принесет эта деятельность через 20, 30, а там более 100 лет. Мы
могли бы обвинить во всем наших предков, но наша вина еще более велика, так как
мы осознаем, какие последствия повлекут за собой наши действия, и в тоже время,
продолжаем думать и поступать по-прежнему. Этому подтверждение экологические
проблемы, существующие в настоящее время в нашем городе.
Важно понимать, что образование для
устойчивого развития – это не новый предмет в учебном плане, рассказывающий
детям, что такое устойчивое развитие, - это изменение подходов к образованию и
интегрирование соответствующих понятий во все школьные предметы.
Цель образования в интересах
устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить такие
знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и
коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества
жизни без ущерба окружающей среде и угрозы для будущих поколений. Для учителя
же, это переход от фактически механической передачи знаний к созданию условий
для активного познания окружающего мира и получения детьми практического опыта.
Для учащихся – от пассивного усвоения получаемых знаний и информации к
активному их поиску, критическому осмыслению, к получению опыта использования
на практике, к общению и реальной деятельности. Для школы – к изменению
политики управления коллективом взрослых и детей, использование ресурсов,
организации разнообразного взаимодействия с местным сообществом. Это означает
создание такой образовательной среды, где существует возможность:
- ориентироваться в
информации и критически ее осмыслить;
- выражать и
отстаивать свою точку зрения;
- делать
обоснованный выбор между альтернативами;
- работать совместно,
учиться взаимодействовать и договариваться, общаться и уважать демократические
решения;
- слушать и слышать
других;
- прогнозировать
последствия своих действий;
- ответственно
участвовать в жизни школы и общества.
Дети – это будущее каждого государства. От
их образованности и убеждений зависит, какой будет уже через десять – двадцать
лет не только государство, но и Земля. От экологического состояния окружающей
среды зависит существование жизни на Планете. Надежда есть, так как в обществе
уже есть понимание, что пришло время «не покорять Природу, а сотрудничать с
ней», быть гармонично связанными, как ее составляющей. Это основная задача
экологического образования. Поэтому именно школе принадлежит ведущая роль в
экологическом образовании и в переходе на устойчивое развитие. |