Общество, в котором мы живем, спешит завладеть материальными благами,
забывая о морали, о том, что есть такие понятия, как Доброта, Любовь, Помощь,
Спасение... Причина нравственной опустошенности людей заключается в погоне за деньгами, вещами, в пренебрежении
нравственными ценностями. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я
никогда не перегораживал текущие воды». Многозначный афоризм заключает в себе то, что мы понимаем
под словами экологическая культура. Это понятие возникло не так давно, но
осознание человеком своей взаимосвязи с природой происходило во все времена,
все эпохи. Широко известны прекрасные слова Ф.И.Тютчева, который сумел передать
в поэтическом слове философскую глубину образа природы:
Не то, что мните, вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть еще душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Эти слова, сказанные в XIX веке, заключают в себе цель экологического
образования и воспитания подрастающего поколения. «Я люблю свой город, это мой
дом, моя родина. Всё для меня здесь дорого – это бесценные дары природы,
которые мы, к сожалению, не в силах сберечь. Каждый человек наводит порядок в
своей квартире, но почему же мы не можем навести в нашем общем доме под
названием «Львов». Не можем или не хотим?!»
В современной школе нет предмета «Экология», но есть раздел «Химия и
экология». Именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической
обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни,
теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики,
горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные
васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором
протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные,
бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные
продукты. Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы,
гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и
рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если
согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только
ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником».
Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.
Экология стала позицией для конкретной деятельности. Представленное
обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает
систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет
возрастных особенностей учащихся. И одним из условий успешности – единство
классной и внеурочной деятельности. Через что: социально-экологическое,
химико-экологическое и учебно-исследовательское направления. Чем: систематичность,
непрерывность, преемственность, возрастные особенности. Для чего: осознанное
восприятие окружающей действительности, развитие интеллекта и творческих
способностей, формирование устойчивых познаний для деятельности, выбор порядка
действий, способов и средств деятельности. Используя
объяснительно-иллюстративное обучение, практический способ обучения, ИКТ,
проблемное обучение, дифференциальное обучение. Цели социально-экологического направления
можно выразить через понятия.
Социальные понятия: человек и общество, человек-продукт природы в
обществе, отношение человека к природе: сознание и нравственность, взаимосвязь,
взаимозависимость, единство и сотрудничество человека и природы – основа
сохранения окружающей среды.
Природоохранные понятия: рациональное природопользование, создание экологически-безвредных
технологий, методы очистки промышленных выбросов, утилизация вторичного сырья.
Экологические понятия: живой организм, экосистема, экологические
факторы, биосфера, биогеохимический круговорот, окружающая среда. Все эти
понятия сводятся к оптимизации взаимодействия общества и природы, а также к
охране природы. Ведь ещё в средние века в различных видах искусства в любви к
Природе «скрыта тайна» экогармонии Будущего. А на гробнице одного из фараонов
было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Вот многозначительный
афоризм, включающий в себя квинтэссенцию того, что мы понимаем под словами
экологическая культура. Составляющими в этом направлении являются -
Работа с
родителями:
·
беседы по экологическим проблемам,
·
экскурсии,
·
походы,
·
встречи,
·
спонсорская помощь.
Методическое
оснащение кабинета:
а)
литературой: справочная, публицистическая, художественная, специальная,
историческая, по искусству, психолого-педагогическая;
б) средства
обучения на печатной основе: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, тематически
оформленные альбомы, портреты, листы – инструкции, эскизы;
в)
экранно-звуковые средства: кинофильмы, видеозаписи, телепередачи;
г)
оборудование демонстрационное и лабораторное.
Самообразованию
учащихся:
·
библиотечный фонд,
·
элективные курсы,
·
заочные школы,
·
электронные учебники,
·
Интернет.
В педагогической науке существует два термина: «Экологическое «воспитание» и «экологическое
образование». Первое невозможно без второго. Рассматривая цели
экологического образования учащихся, можно определить уровни: экологическое
просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической
культуры.
С учетом специфики работ кабинета предусматривается усвоение элементарных
экологических понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной
деятельности. В процессе обучения учащиеся получают знания - убеждение в
области общей и промышленной экологии, охраны окружающей среды, которые
приводят их к пониманию причин и механизмов возникновения основных
экологических проблем.
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть
представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры.
Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования
имеются средства обучения и оборудования:
- образная
наглядность (картины, фотографии, макеты, муляжи)
- стенд «химическая экология»
- лабораторный практикум и демонстрация
экспериментов
– банк видеофильмов
- дидактический материал
- литература (специальная и художественная)
Задачами химико-экологического направления являются :
– развитие умственной способности учащихся;
– формирование индивидуальной готовности ученика
к восприятию изучаемого материала;
– обеспечение самоактивности, процесса
восприятия, наблюдения и запоминания;
– формирование и развитие научных понятий,
отражающих картину мира;
– интеграция знаний.
Учебно-образовательная деятельность – это экологические конференции, решение химико – экологических задач 10
- 11 классы, экологические мероприятия, акции, химические вечера, КВН, участие
во Всеукраинском конкурсе «Колосок» и т.п.
Информационно – наглядная деятельность – это периодическая стенгазета
«Химическая экология», сборник творческих работ учащихся, презентации.
Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь
природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых
разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы,
известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента,
способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и
гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как
защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся
после осуществления какого-то технологического процесса и не находит
применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в
безопасный, но и в полезный продукт.
Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому
угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше
которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».
Современные
исследования и практика в области экологического состояния жилья, продуктов
питания показывают, что городской житель испытывает дискомфорт. А отсюда у
человека появляются определённые заболевания и нервные срывы. Именно такой
тематике была посвящена одна из экологических конференций, проводимых среди
старшеклассников школы.
Одной из главных
задач экологического образования школьников является приобщение их к
исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна
заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать
вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а
полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель
учителя.
Учебно-исследовательское
направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты
учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается
с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей
среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные,
полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при
изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди
населения на родительских собраниях.
В свою очередь,
учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный
теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с
научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического
образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать
экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и
хозяйственной деятельности.
Работа над
проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции
(предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные)
учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов
ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации.
Большой
популярностью пользуются ученические проекты, выполненные по темам: «Что в
капельке воды?», «Химия и цвет», «Химия и питание». В свой видеопроект учащиеся
включают авторские видеосъемки, фрагменты учебных видеопередач, иллюстрации из
книг и журналов, синхронный текст и музыку.
Кроме того
ежегодно проводится конкурс поделок из бросового материала.
Цели обучения и
воспитания системы химико-экологических понятий, принципы химико-экологического
обучения и воспитания (целостность, структурность, множественность
описания, иерархичность и параллельность, взаимосвязь системы и среды), формирование систем понятий деятельности
«учитель – учащиеся» приводят к определенному результату обучения и воспитания,
поставленные в самом начале этой модели.
Данте Алигьери
сказал когда-то:
«Бояться должно лишь того, в чем вред
Для ближнего таиться сокровенный,
И того, что страшило бы, и нет.
И если б мир, основы обозрев,
Внедренные природой, шел за нею,
Он стал бы лучше, в людях преуспев»
Эти слова
средневекового поэта мы, живущие в начале XXI века, должны воспринимать как
экологическое предвидение, и именно в них заключается цель экологического
содержания химического образования.
Элементы экологического
воспитания на уроках химии.
VII КЛАСС
Введение. Взаимосвязь экологии и химии.
Создание экологически безопасных технологий.
Первоначальные химические
понятия. Вещества-загрязнители и их источники.
Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от
загрязнителей (масла, нефть)».
VIII
КЛАСС
Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о биогенных элементах,
их положение в периодической системе. Распространенность химических элементов в
природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности,
возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы радиоактивного
загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения.
Химическая связь. Зависимость биологических
функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических
решеток, химических свойств.
Кислород. Масштабы использования
кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного
сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в
поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания
чистоты воздуха в помещениях.
Водород. Водород как источник экологически
чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного
топлива для автомобилей сегодня.
Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в
организме человека. Закисление организма - одна из причин быстрого и
преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути
предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной
среды.
Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и
воды на рост и развитие растений (имитационный опыт)».
Лабораторные опыты: «Определение кислотности
образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды
(взаимодействие карбоната кальция и соляной кислоты)».
Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных
вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные
станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение
бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод.
Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся
в ней солей и примесей».
Лабораторный опыт «Сравнение чистой и
загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности, рН, наличию осадка после
отстаивания».
Обобщение сведений о важнейших
классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности,
медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции.
Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие
природоохранные меры.
IХ, XI КЛАССЫ.
Электролитическая диссоциация
веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту.
Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в
самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники
появления токсичных веществ в природной бреде.
Предельные углеводороды. Двойственная роль метана в
биосфере: источник углерода для метаноокисляющих бактерий и
загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей
среды.
Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как
примеры стойких загрязнителей природной среды.
Ароматические углеводороды. Влияние ядохимикатов на
наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями
сельскохозяйственных культур и сорняками.
Природные источники
углеводорода. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов,
угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы.
Кислородсодержащие
органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин.
Метанол - топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их
отрицательное действие на живые организмы.
Карбоновые кислоты. CMC как загрязнители природной среды. Способы
нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды.
Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную
экосистему», «Способы очистки воды от CMC».
Жиры. Совершенствование способов
утилизации отходов в производстве и переработке жиров.
Углеводы. Целлюлозно-бумажная
промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов. Азотсодержащие
органические вещества. Понятие о биотехнологии. Отходы биотехнологической
промышленности как загрязнители окружающей среды.
Х КЛАСС.
Подгруппа Оксигена . Озон - сильнейший окислитель. Сульфур
как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды.
Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия
образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы
деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов сульфура и сероводорода.
Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных
дождей».
Подгруппа Нитрогена. Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из
употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное
и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы.
Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы
накопления оксидов нитрогена в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге,
образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов,
содержащих оксиды нитрогена.
Лабораторные опыты: «Обнаружение нитратов в овощах
фруктах, продуктах питания».
Подгруппа Карбона. Адсорбция как один из методов
улавливания отравляющих веществ. Оксиды карбона - загрязнители атмосферы.
Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза
у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие
угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия
и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания
живых организмов.
Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных
веществ (красителей, газов)».
Лабораторный опыт: «Моделирование действия
кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».
Металлы I-Ш групп. Кальций, магний -
макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов.
Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и
животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие
алюминии на дыхательную систему рыб.
Железо. Соединения железа.
Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.
Металлургия.
Основные
природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение
на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым
восстановлением железа из руды - путь к сохранению природной среды. Понятие о
безотходном производстве. |