Каталог статей
Меню сайту
Нові коментарі
Авторизация

Друзі сайту
Оновлення форуму
  • Закарпатська область (3)
  • Дом для Ваших родных (0)
  • Конференції, зїзди, семінари (38)
  • Наші печатні видання (15)
  • Релігії світу та екологічне виховання молоді (58)
  • Работа в интернете (1)
  • Здоров'я спини (0)
  • літературний журнал "Дніпро" (1)
  • Ділимось поезією. (2)
  • Росла собі ялиночка (5)
  • Категорії розділу
    Презентації [0]
    Статті [13]
    Сценарії заходів [0]
    Всеукраїнська толока [9]
    Интернет-конференция "Екоосвіта для збалансованного розвитку" [16]
    Ваш вклад в проект "Экологическое образование для устойчивого развития Украины"
    Хмара тегів
    Вестник Мечты ЗРЗ ПИТАНИЕ МАМА-86-Запорожье здоровье Вісник Мрії ВМ-НФ електронні відходи Мама-86 Республіка Мрія Мама-86-Запоріжжя живи органично Запорожье Экомарафон екомарафон Республика Мечта Запоріжжя конкурс екоосвіта Живи органічно
    Пошук
    Статистика



    mail.ru

    Сегодня работали на сайте:

    Сейчас на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Вітаю Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 23:13

    Головна » Статті » Матеріали семінарів "Екоосвіта для ЗР" » Статті [ Додати статтю ]

    Экологическое воспитание на уроках химии. Ольга Петровна ЯНИНА

    Общество, в котором мы живем, спешит завладеть материальными благами, забывая о морали, о том, что есть такие понятия, как Доброта, Любовь, Помощь, Спасение... Причина нравственной опустошенности людей заключается в  погоне за деньгами, вещами, в пренебрежении нравственными ценностями. На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущие воды». Многозначный  афоризм заключает в себе то, что мы понимаем под словами экологическая культура. Это понятие возникло не так давно, но осознание человеком своей взаимосвязи с природой происходило во все времена, все эпохи. Широко известны прекрасные слова Ф.И.Тютчева, который сумел передать в поэтическом слове философскую глубину образа природы:

    Не то, что мните, вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик –

    В ней есть еще душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Эти слова, сказанные в XIX веке, заключают в себе цель экологического образования и воспитания подрастающего поколения. «Я люблю свой город, это мой дом, моя родина. Всё для меня здесь дорого – это бесценные дары природы, которые мы, к сожалению, не в силах сберечь. Каждый человек наводит порядок в своей квартире, но почему же мы не можем навести в нашем общем доме под названием «Львов». Не можем или не хотим?!»

    В современной школе нет предмета «Экология», но есть раздел «Химия и экология». Именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты. Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.

    Экология стала позицией для конкретной деятельности. Представленное обновленное экологическое содержание химического образования предусматривает систематичность, непрерывность, преемственность в работе, а также учет возрастных особенностей учащихся. И одним из условий успешности – единство классной и внеурочной деятельности. Через что: социально-экологическое, химико-экологическое и учебно-исследовательское направления. Чем: систематичность, непрерывность, преемственность, возрастные особенности. Для чего: осознанное восприятие окружающей действительности, развитие интеллекта и творческих способностей, формирование устойчивых познаний для деятельности, выбор порядка действий, способов и средств деятельности. Используя объяснительно-иллюстративное обучение, практический способ обучения, ИКТ, проблемное обучение, дифференциальное обучение. Цели социально-экологического направления можно выразить через понятия.

    Социальные понятия: человек и общество, человек-продукт природы в обществе, отношение человека к природе: сознание и нравственность, взаимосвязь, взаимозависимость, единство и сотрудничество человека и природы – основа сохранения окружающей среды.

    Природоохранные понятия: рациональное природопользование, создание экологически-безвредных технологий, методы очистки промышленных выбросов, утилизация вторичного сырья.

    Экологические понятия: живой организм, экосистема, экологические факторы, биосфера, биогеохимический круговорот, окружающая среда. Все эти понятия сводятся к оптимизации взаимодействия общества и природы, а также к охране природы. Ведь ещё в средние века в различных видах искусства в любви к Природе «скрыта тайна» экогармонии Будущего. А на гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Вот многозначительный афоризм, включающий в себя квинтэссенцию того, что мы понимаем под словами экологическая культура. Составляющими в этом направлении являются -

    Работа с родителями:

    ·          беседы по экологическим проблемам,

    ·         экскурсии,

    ·         походы,

    ·         встречи,

    ·          спонсорская помощь.

    Методическое оснащение кабинета:

    а) литературой: справочная, публицистическая, художественная, специальная, историческая, по искусству, психолого-педагогическая;

    б) средства обучения на печатной основе: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, тематически оформленные альбомы, портреты, листы – инструкции, эскизы;

    в) экранно-звуковые средства: кинофильмы, видеозаписи, телепередачи;

    г) оборудование демонстрационное и лабораторное.

    Самообразованию учащихся:

    ·         библиотечный фонд,

    ·          элективные курсы,

    ·         заочные школы,

    ·         электронные учебники,

    ·         Интернет.

    В педагогической науке существует два термина: «Экологическое «воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго. Рассматривая цели экологического образования учащихся, можно определить уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

    С учетом специфики работ кабинета предусматривается усвоение элементарных экологических понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности. В процессе обучения учащиеся получают знания - убеждение в области общей и промышленной экологии, охраны окружающей среды, которые приводят их к пониманию причин и механизмов возникновения основных экологических проблем.

    Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:

    - образная наглядность (картины, фотографии, макеты, муляжи)

    - стенд «химическая экология»

    - лабораторный практикум и демонстрация экспериментов

    – банк видеофильмов

    - дидактический материал

    - литература (специальная и художественная)

    Задачами химико-экологического направления являются :

    – развитие умственной способности учащихся;

    – формирование индивидуальной готовности ученика к восприятию изучаемого материала;

    – обеспечение самоактивности, процесса восприятия, наблюдения и запоминания;

    – формирование и развитие научных понятий, отражающих картину мира;

    – интеграция знаний.

    Учебно-образовательная деятельность – это экологические конференции, решение химико – экологических задач 10 - 11 классы, экологические мероприятия, акции, химические вечера, КВН, участие во Всеукраинском конкурсе «Колосок» и т.п.

    Информационно – наглядная деятельность  это периодическая стенгазета «Химическая экология», сборник творческих работ учащихся, презентации.

    Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт.

    Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».

    Современные исследования и практика в области экологического состояния жилья, продуктов питания показывают, что городской житель испытывает дискомфорт. А отсюда у человека появляются определённые заболевания и нервные срывы. Именно такой тематике была посвящена одна из экологических конференций, проводимых среди старшеклассников школы.

    Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.

    Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.

    В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности.

    Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации.

    Большой популярностью пользуются ученические проекты, выполненные по темам: «Что в капельке воды?», «Химия и цвет», «Химия и питание». В свой видеопроект учащиеся включают авторские видеосъемки, фрагменты учебных видеопередач, иллюстрации из книг и журналов, синхронный текст и музыку.

    Кроме того ежегодно проводится конкурс поделок из бросового материала.

    Цели обучения и воспитания системы химико-экологических понятий, принципы химико-экологического обучения и воспитания (целостность, структурность, множественность описания, иерархичность и параллельность, взаимосвязь системы и среды), формирование систем понятий деятельности «учитель – учащиеся» приводят к определенному результату обучения и воспитания, поставленные в самом начале этой модели.

    Данте Алигьери сказал когда-то:

    «Бояться должно лишь того, в чем вред

    Для ближнего таиться сокровенный,

    И того, что страшило бы, и нет.

    И если б мир, основы обозрев,

    Внедренные природой, шел за нею,

    Он стал бы лучше, в людях преуспев»

    Эти слова средневекового поэта мы, живущие в начале XXI века, должны воспринимать как экологическое предвидение, и именно в них заключается цель экологического содержания химического образования.

    Элементы экологического воспитания  на уроках химии.

    VII КЛАСС

    Введение. Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий.

    Первоначальные химические понятия. Вещества-загрязнители и их источники.

    Демонстрационный опыт «Очистка поверхности воды от загрязнителей (масла, нефть)».

    VIII КЛАСС

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о биогенных элементах, их положение в периодической системе. Распространенность химических элементов в природе, содержание в живых организмах, степень проявления токсичности, возможность биологической взаимозаменяемости. Изотопы. Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды: причины, последствия, возможные пути решения.

    Химическая связь. Зависимость биологических функций веществ от их состава, строения, видов связи, типов кристаллических решеток, химических свойств.

    Кислород. Масштабы использования кислорода в промышленности, быту, энергетике. Продукты полного и неполного сгорания веществ как загрязнители окружающей среды. Роль зеленых растений в поддержании постоянного состава атмосферного воздуха. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

    Водород. Водород как источник экологически чистой тепловой энергии в будущем. Гидриды металлов - источники водородного топлива для автомобилей сегодня.

    Кислоты. Соли. Роль кислот и солей в организме человека. Закисление организма - одна из причин быстрого и преждевременного старения. Кислотные дожди: причины, последствия и пути предупреждения. Засоление почвы и воды как фактор ухудшения качества природной среды.

    Демонстрационный опыт «Влияние кислотности почв и воды на рост и развитие растений (имитационный опыт)».

    Лабораторные опыты: «Определение кислотности образца почвы», «Известкование как способ понижения кислотности среды (взаимодействие карбоната кальция и соляной кислоты)».

    Вода. Основания. Растворы. Химический состав природных вод. Основные источники загрязнения водных бассейнов. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, и их эффективность. Внедрение бессточных процессов, работающих по замкнутому циклу. Охрана природных вод.

    Демонстрационный опыт «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей».

    Лабораторный опыт «Сравнение чистой и загрязненной воды по запаху, цвету, прозрачности, рН, наличию осадка после отстаивания».

    Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ. Неорганические вещества в быту, промышленности, медицине. Экологические требования к качеству производимой продукции. Техногенные источники веществ - загрязнителей биосферы. Важнейшие природоохранные меры.

    IХ, XI КЛАССЫ.

    Электролитическая диссоциация веществ. Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Понятие о буферных системах и их роли в самоочищении водоемов. Окислительно-восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной бреде.

    Предельные углеводороды. Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метаноокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Фреоны - загрязнители окружающей среды.

    Непредельные углеводороды. Полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды.

    Ароматические углеводороды. Влияние ядохимикатов на наследственность человека. Биологические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками.

    Природные источники углеводорода. Загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля. Парниковый эффект: пути решения проблемы.

    Кислородсодержащие органические соединения. Токсичность спиртов. Этанол - социальный токсин. Метанол - топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.

     Карбоновые кислоты.  CMC как загрязнители природной среды. Способы нейтрализации CMC. Удаления их с поверхности воды.

    Демонстрационные опыты: «Действие CMC на водную экосистему», «Способы очистки воды от CMC».

    Жиры. Совершенствование способов утилизации отходов в производстве и переработке жиров.

    Углеводы. Целлюлозно-бумажная промышленность и проблемы загрязнения воздуха, водоемов. Азотсодержащие органические вещества. Понятие о биотехнологии. Отходы биотехнологической промышленности как загрязнители окружающей среды.

    Х КЛАСС.  

                                                                          Подгруппа Оксигена . Озон - сильнейший окислитель. Сульфур как элемент, входящий в состав веществ - загрязнителей природной среды. Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). Промышленные способы обезвреживания оксидов сульфура и сероводорода.

    Демонстрационный опыт «Моделирование сернокислотных дождей».

    Подгруппа Нитрогена.  Применение жидкого азота для утилизации вышедшей из употребления продукции. Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как примере экологически чистой технологии. Проблемы накопления оксидов нитрогена в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге, образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды нитрогена.

    Лабораторные опыты: «Обнаружение нитратов в овощах фруктах, продуктах питания».

    Подгруппа Карбона. Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды карбона - загрязнители атмосферы. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.

    Демонстрационный опыт: «Адсорбция углем различных веществ (красителей, газов)».

    Лабораторный опыт: «Моделирование действия кислотных дождей на скорлупу яиц птиц».

    Металлы I-Ш групп. Кальций, магний - макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания замена кальция на стронций в организмах человека и животных. Влияние алюминия на нервную система человека. Отрицательное действие алюминии на дыхательную систему рыб.

    Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

    Металлургия. Основные природоохранные мероприятия, предусмотренные в доменном производстве. Внедрение на металлургических предприятиях прогрессивного метода получения стали прямым восстановлением железа из руды - путь к сохранению природной среды. Понятие о безотходном производстве.
    Категорія: Статті | Додав: ecorezerv (01.06.2011) | Автор: Ольга Петровна ЯНИНА
    Переглядів: 4050 | Коментарі: 3 | Рейтинг: 3.0/1 |
    Всього коментарів: 3
    avatar
    1
    Ольга Петровна, здравствуйте! А Вы, случаем, не преподавали в нашей школе в Яромерже? Если да, то я из Вашего класса.
    avatar
    2
    Да, кстати, моя почта - lisachenko@mail.ru
    avatar
    3
    Ольга ПЕтрівна працювала в СШ№52 м. ЛЬвова. Сьогодні там не працює. Але вона має свою сторінку в фейсбуці. Так що можете з нею зконтактувати
    avatar
    Авторське право належить керівникам проекту та авторам матеріалів © 2024
    Сайт управляється системою uCoz