В школах нашей области и нашего города в основном учителя заинтересованы
в изучении предмета «экология» и в проведении различных мероприятий
экологической направленности. Но, как показывает практика, изучение этого
предмета, а также качество экообразования и эковоспитания на сегодняшний день не достигли высокого уровня. Эпизодическое
ознакомление с экологической информацией и очень краткий курс экологии в 11
классе не дает учащимся полного представления об этой науке и путях решения
поставленных ею проблем. Учащиеся не вполне понимают, для чего они изучают этот
предмет и как можно использовать полученные знания на практике.
Для
решения этой проблемы и был создан наш проект «Зеленый лицей». Наша цель
- содействие формированию и повышению
экологического сознания среди нового поколения, развитие практического опыта
учащихся в улучшении состояния природной среды согласно полученным
теоретическим знаниям, личное участие школьников в выявлении, изучении
экологических проблем и содействие в их решении. Ещё в 1995 году нами была зарегистрирована общественная
организация «Детский независимый экологический центр «Романтик». На протяжении
последующих лет работы этого центра мы собирали и изучали различные материалы
по экологии, методике экологического образования и воспитания детей разного возраста. Были отобраны, на наш взгляд,
лучшие методики, созданные в Украине, в странах СНГ и дальнего зарубежья
(Европы и США). Мы принимали участие во многих семинарах и международных педагогических
конференциях, посвященных этой проблеме. На
основании изученного опыта, было решено
создать собственный долгосрочный образовательный и одновременно экспериментальный проект «Зеленый лицей», который рассчитан на 11 летнее
обучение и воспитание детей.
Проект реализуется в
3 этапа. Каждый этап проекта состоит из следующих блоков:
1) организационный – позволяет выявить экологические проблемы,
сформировать у детей установку на их решение;
2) познавательный – формирует экологическое сознание;
3)
познавательно-развлекательный – воспитывает эмоционально-ценностное отношение к
природе;
4) практический – воспитывает социальную
активность и формирует необходимые навыки предоставления помощи природе;
5) просветительский – создает условия для
активного привлечения школьников к природоохранительному просветительству
сверстников и взрослых;
6) благотворительный – воспитывает
гуманное отношение к людям и природе;
7) итоговый – позволяет удостовериться в
значимости проведенной работы, подвести итоги, поставить новые цели.
1-й
этап – ознакомительный: рассчитан на
учащихся 2-4 классов.
Цель: дать детям в доступной и увлекательной форме
элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
Задачи: развитие сенсорики, художественно-эстетическое
воспитание, анализ увиденного, развитие способностей у младших школьников чувственного
восприятия окружающего мира.
Обучающие
программы: «Мир, в котором я живу»;
«Животные и растения рядом с нами».
2-й
этап – познавательно-практический:
рассчитан на учащихся 5-8 классов.
Цель: дать научные знания о природе и ее законах, развивать
наблюдательность и элементарные навыки исследовательской работы, прививать
бережное отношение к окружающему миру.
Задачи: развитие исследовательской активности; социализация
детей: формирование умения общаться между собой, коллективно работать, общаться
с природой.
Формы: выполнение исследовательских задач, экскурсии,
экспедиции; работа в парах, малых группах, коллективная и общественно-полезная
деятельность.
Обучающие
программы: «Живая Земля»; «Юный
краевед»;
3-й
этап – научно-исследовательский,
профориентационный: рассчитан на учащихся 9-11 классов.
Цель: практическое применение приобретенных научных знаний
и навыков исследовательской работы, профориентация.
Формы: участие в олимпиадах, выполнение научных работ в
МАН, индивидуальная работа учителей-биологов, преподавателей вузов с учениками.
Обучающие программы: «Исследователи природы»; «Краевед - исследователь»; «Школа экологического
лидера».
Результаты проекта: «Зеленый лицей» начал свою деятельность в 2001 году, как внеклассную,
кружковую работу на базе общеобразовательной школы № 18 г. Сумы и предполагает сотрудничество с учителями
биологии, преподавателями вузов и МАН.
Проект «Зеленый лицей» объединил
традиционные и новые методы обучения и воспитания. Необычное соединение
деятельности общественной организации (Детский
независимый экологический центр «Романтик») и работы школьного кружка дает отличные результаты. Дети с
раннего возраста начинают получать знания не только об окружающем их мире, о
биологии животных и растений, о закономерностях и взаимосвязях живой и неживой
природы, но и получают возможность общения с ребятами – членами Экоцентра,
которые старше их по возрасту и обучаются в других школах. Выпускники Экоцентра
– студенты и аспиранты, а также молодые специалисты самых разных профессий –
являются наставниками (воспитателями) младших членов Экоцентра и учащихся
«Зеленого лицея».
В
«Зеленом лицее» работают: Булат Т.В. – руководитель «Зеленого лицея», методист
и основной педагог, Ильяшенко В.Ю. – педагог и руководитель многих проектов, в
том числе и воспитательных, Булат Владимир, Фенота Марина, супруги Шаповал Оля
и Сережа, супруги Чумак Стас и Яна, Булыжин Игорь, Колобылин Дима, Суханов
Виталий – все они воспитанники Экоцентра «Романтик» или выпускники «Зеленого
лицея» - сегодня являются воспитателями учащихся «Зеленого лицея».
Теоретические
знания, полученные на занятиях в «Лицее», дети применяют на практике, принимая
участие в общественной работе (уход за проблемными территориями экологических
троп «Я – сумчанин» и «Озеро Чеха – жемчужина Сум»), в экологических и
природоохранных акциях («Сбережем первоцветы», «Уроки Чернобыля», «Мусорная
эра», «Дети за альтернативную энергетику!», «Дерево моего детства», «Речка
моего детства – Сумка» и др.), в походах и экспедициях, в летних экологических
лагерях, которые проводят в детском экологическом центре «Романтик», что в
значительной степени способствует раскрытию творческого потенциала
детей, формирует их лидерские качества, помогает
им самореализоваться.
Для работы с учащимися «Зеленого лицея» нами
был отремонтирован и оформлен в школе №18 кабинет экологии. Вместе с детьми
собираем коллекционные, иллюстративные, информационные материалы. Оформляем
стенгазету «Мы и природа». Кабинет оборудован магнитофоном, телевизором,
видеомагнитофоном, компьютером. Собрана большая видеотека о природе (более 100
видеофильмов и видеороликов). Нами разработана система интерактивной работы с
видеофильмами. В 2008 году на базе «Зеленого лицея» создан «Зеленый киноклуб»
для детей среднего и старшего возраста, а также студентов. В «Киноклубе» мы
проводим тематический просмотр фильмов с последующим обсуждением или
дебатами. На протяжении 10 лет
разрабатывалась оригинальная методика использования на занятиях экологических мультиков.
На основе разработанного нами дидактического материала и анализа конечного
результата работы с использованием мультипликационных фильмов с экологической
направленностью, в 2010 году нами было издано методическое пособие
«Использование мультипликационных фильмов в экологическом воспитании и
образовании детей». В пособии наряду с методикой представлены образцы
нестандартных уроков и воспитательных мероприятий, а также экологических
проектов. Это пособие получило высокую оценку со стороны методистов ГорОО, преподавателей кафедры
педагогики Сумского педуниверситета им.А.С. Макаренко и учителей школ нашего
города и области. В «Зеленом лицее» собрана уникальная коллекция, которая
насчитывает более двухсот мультипликационных фильмов.
Кабинет
оборудован современной доской, которая выполняет две функции: 1) для
демонстрации иллюстраций, графической информации и моделирования при помощи
магнитных креплений; 2) на этой доске можно писать разноцветными фломастерами -
это и более «экологично», чем писать мелом и более наглядно, красочно, с
помощью цвета можно акцентировать внимание учащихся на записях, рисунках,
схемах.
В кабинете есть мини лаборатория для
выполнения лабораторных и исследовательских работ.
Собрана
библиотека по экологии, педагогике, методике преподавания, детская литература о
природе (более 150 наименований). В нашем кабинете экологии собраны программы
по экообразованию, методики проведения исследовательских работ по биологии и
экологии, сценарии проведения природоохранных мероприятий, праздников,
дидактические игры по экообразованию и эковоспитанию. В экоцентре «Романтик» имеется необходимое
для походов и экспедиций туристическое снаряжение.
Вместе
с ребятами начали создавать уголок живой природы. Я считаю, что забота о живых
растениях и животных, изучение их биологии, проводимые за ними наблюдения,
помогут решить те задачи, которые я
ставлю в своих учебных программах.
Особое
внимание я уделяю изучению экологических и природоохранных проблем нашего
города. Большую работу мы проводим на созданной нами экологической тропе «Я –
сумчанин», основные станции которой посвящены не только биологическим объектам,
но и историческим. Мы уже собрали интересный материал по истории нашего города
и о его выдающихся жителях и продолжаем работу над созданием второй экотропы
«Озеро Чеха – жемчужина Сум». На наших
экологических тропах проводятся не только экскурсии, но и занятия по
биологическим предметам, по истории, географии, рисованию и т.д.
Существенной
особенностью нашей работы с детьми является то, что у нас налажено сотрудничество
с их родителями. Много мероприятий мы проводим
совместно: родители и дети. Вместе отмечаем праздники, проводим дружеские
встречи за круглым столом, часто родители присутствуют на уроках. Приятно,
когда взрослые люди, папы и мамы, с увлечением выполняют задания учителя вместе
со своими детьми и искренне радуются общим успехам. Многие из родителей
являются нашими спонсорами. В нашем
тандеме: «Романтик» - «Зеленый лицей» складываются добрые традиции и
атмосфера взаимопонимания.
Занятия
в «Зеленом лицее» проводятся по экспериментальным авторским программам.
Преобладают интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяется
развивающим играм на уроках. Главной целью экологических игр является
психолого-педагогическая коррекция отношения учащихся к миру природы.
Мы
часто используем выражение «общение с природой». Оно всегда несет положительную
эмоциональную окраску, отражает установление особых психологических отношений
между человеком и миром природы.
Общение,
по определению, – двухсторонний процесс, а это значит, что, используя выражение
«общение с природой», мы хотим подчеркнуть способность человека воспринимать и
понимать некие сигналы, послания из мира природы, а также способность самого
человека выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию других видов
живых существ. Экологические игры как раз и способствуют созданию особых
возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром
природы. На уроках и занятиях на природе мы используем уникальную методику,
известную как «Глубинная экология». Нами были разработаны занятия и тренинги по
глубинной экологии для молодежи и для детей разных возрастных категорий.
Занятия в «Зеленом лицее» не
похожи одно на другое, всегда
присутствует элемент неожиданности, сюрприза, праздника. Применяя различные
педтехнологии, мы добиваемся того, что у детей появляется интерес к изучаемой
теме, возможность проявить свои творческие способности и развить их, появляется
осознание своей исключительности и значимости для общества, формируется
экологическое мышление и понимание своей неотъемлемой принадлежности к миру
природы.
Участие
воспитанников «Зеленого лицея» в общественно-полезных мероприятиях,
природоохранных акциях и конкурсах, где они занимают призовые места,
подтверждает положительную результативность
обучения учащихся в «Зеленом
лицее». |