Каталог статей
Меню сайту
Нові коментарі
Авторизация

Друзі сайту
Оновлення форуму
  • Закарпатська область (3)
  • Дом для Ваших родных (0)
  • Конференції, зїзди, семінари (38)
  • Наші печатні видання (15)
  • Релігії світу та екологічне виховання молоді (58)
  • Работа в интернете (1)
  • Здоров'я спини (0)
  • літературний журнал "Дніпро" (1)
  • Ділимось поезією. (2)
  • Росла собі ялиночка (5)
  • Категорії розділу
    Презентації [0]
    Статті [13]
    Сценарії заходів [0]
    Всеукраїнська толока [9]
    Интернет-конференция "Екоосвіта для збалансованного розвитку" [16]
    Ваш вклад в проект "Экологическое образование для устойчивого развития Украины"
    Хмара тегів
    Вестник Мечты ЗРЗ ПИТАНИЕ МАМА-86-Запорожье здоровье Вісник Мрії ВМ-НФ електронні відходи Мама-86 Республіка Мрія Мама-86-Запоріжжя живи органично Запорожье Экомарафон екомарафон Республика Мечта Запоріжжя конкурс екоосвіта Живи органічно
    Пошук
    Статистика



    mail.ru

    Сегодня работали на сайте:

    Сейчас на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Вітаю Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 07:19

    Головна » Статті » Матеріали семінарів "Екоосвіта для ЗР" » Статті [ Додати статтю ]

    Учебно-воспитательный проект «Зеленый лицей». Татьяна Вячеславовна БУЛАТ

    В школах нашей области и нашего города в основном учителя заинтересованы в изучении предмета «экология» и в проведении различных мероприятий экологической направленности. Но, как показывает практика, изучение этого предмета, а также качество экообразования и эковоспитания  на сегодняшний день  не достигли высокого уровня. Эпизодическое ознакомление с экологической информацией и очень краткий курс экологии в 11 классе не дает учащимся полного представления об этой науке и путях решения поставленных ею проблем. Учащиеся не вполне понимают, для чего они изучают этот предмет и как можно использовать полученные знания на практике.

    Для решения этой проблемы и был создан наш проект «Зеленый лицей». Наша цель - содействие формированию и повышению экологического сознания среди нового поколения, развитие практического опыта  учащихся в улучшении состояния природной среды согласно полученным теоретическим знаниям, личное участие школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействие в их решении. Ещё в 1995 году нами была зарегистрирована общественная организация «Детский независимый экологический центр «Романтик». На протяжении последующих лет работы этого центра мы собирали и изучали различные материалы по экологии, методике экологического образования и воспитания детей разного возраста. Были отобраны, на наш взгляд, лучшие методики, созданные в Украине, в странах СНГ и дальнего зарубежья (Европы и США). Мы принимали участие во многих семинарах и международных педагогических конференциях, посвященных этой проблеме. На основании изученного  опыта, было решено создать собственный долгосрочный образовательный и одновременно экспериментальный проект «Зеленый лицей», который рассчитан  на 11 летнее обучение и воспитание детей.

     

    Проект реализуется в 3 этапа. Каждый этап  проекта состоит из следующих блоков:

    1) организационный – позволяет выявить экологические проблемы, сформировать у детей установку на их решение;

    2) познавательный – формирует экологическое сознание;

    3) познавательно-развлекательный – воспитывает эмоционально-ценностное отношение к природе;

    4) практический – воспитывает социальную активность и формирует необходимые навыки предоставления помощи природе;

    5) просветительский – создает условия для активного привлечения школьников к природоохранительному просветительству сверстников и взрослых;

    6) благотворительный – воспитывает гуманное отношение к людям и природе;

    7) итоговый – позволяет удостовериться в значимости проведенной работы, подвести итоги, поставить новые цели.

     

    1-й этап – ознакомительный: рассчитан на учащихся 2-4 классов.

    Цель: дать детям в доступной и увлекательной форме элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

    Задачи: развитие сенсорики, художественно-эстетическое воспитание, анализ увиденного, развитие способностей у младших школьников чувственного восприятия окружающего мира.

    Обучающие программы: «Мир, в котором я живу»; «Животные и растения рядом с нами».

    2-й этап – познавательно-практический: рассчитан на учащихся 5-8 классов.

    Цель: дать научные знания о природе и ее законах, развивать наблюдательность и элементарные навыки исследовательской работы, прививать бережное отношение  к окружающему миру.

    Задачи: развитие исследовательской активности; социализация детей: формирование умения общаться между собой, коллективно работать, общаться с природой.

    Формы: выполнение исследовательских задач, экскурсии, экспедиции; работа в парах, малых группах, коллективная и общественно-полезная деятельность.

    Обучающие программы:  «Живая Земля»;  «Юный краевед»;

    3-й этап – научно-исследовательский, профориентационный: рассчитан на учащихся 9-11 классов.

    Цель: практическое применение приобретенных научных знаний и навыков исследовательской работы, профориентация.

    Формы: участие в олимпиадах, выполнение научных работ в МАН, индивидуальная работа учителей-биологов, преподавателей вузов с учениками.

     Обучающие программы: «Исследователи природы»; «Краевед - исследователь»; «Школа экологического лидера».

    Результаты проекта: «Зеленый лицей» начал свою деятельность в 2001 году, как внеклассную, кружковую работу на базе общеобразовательной школы № 18 г. Сумы и предполагает сотрудничество с учителями биологии, преподавателями вузов и МАН.

        Проект «Зеленый лицей» объединил традиционные и новые методы обучения и воспитания. Необычное соединение деятельности общественной организации (Детский независимый экологический центр «Романтик») и работы школьного кружка дает отличные результаты. Дети с раннего возраста начинают получать знания не только об окружающем их мире, о биологии животных и растений, о закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы, но и получают возможность общения с ребятами – членами Экоцентра, которые старше их по возрасту и обучаются в других школах. Выпускники Экоцентра – студенты и аспиранты, а также молодые специалисты самых разных профессий – являются наставниками (воспитателями) младших членов Экоцентра и учащихся «Зеленого лицея».

    В «Зеленом лицее» работают: Булат Т.В. – руководитель «Зеленого лицея», методист и основной педагог, Ильяшенко В.Ю. – педагог и руководитель многих проектов, в том числе и воспитательных, Булат Владимир, Фенота Марина, супруги Шаповал Оля и Сережа, супруги Чумак Стас и Яна, Булыжин Игорь, Колобылин Дима, Суханов Виталий – все они воспитанники Экоцентра «Романтик» или выпускники «Зеленого лицея» - сегодня  являются  воспитателями учащихся «Зеленого лицея».

     

    Теоретические знания, полученные на занятиях в «Лицее», дети применяют на практике, принимая участие в общественной работе (уход за проблемными территориями экологических троп «Я – сумчанин» и «Озеро Чеха – жемчужина Сум»), в экологических и природоохранных акциях («Сбережем первоцветы», «Уроки Чернобыля», «Мусорная эра», «Дети за альтернативную энергетику!», «Дерево моего детства», «Речка моего детства – Сумка» и др.), в походах и экспедициях, в летних экологических лагерях, которые проводят в детском экологическом центре «Романтик», что в значительной степени способствует раскрытию творческого потенциала детей, формирует их лидерские качества, помогает им самореализоваться.

     

      Для работы с учащимися «Зеленого лицея» нами был отремонтирован и оформлен в школе №18 кабинет экологии. Вместе с детьми собираем коллекционные, иллюстративные, информационные материалы. Оформляем стенгазету «Мы и природа». Кабинет оборудован магнитофоном, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером. Собрана большая видеотека о природе (более 100 видеофильмов и видеороликов). Нами разработана система интерактивной работы с видеофильмами. В 2008 году на базе «Зеленого лицея» создан «Зеленый киноклуб» для детей среднего и старшего возраста, а также студентов. В «Киноклубе» мы проводим тематический просмотр фильмов с последующим обсуждением или дебатами.  На протяжении 10 лет разрабатывалась оригинальная методика использования на занятиях экологических мультиков. На основе разработанного нами дидактического материала и анализа конечного результата работы с использованием мультипликационных фильмов с экологической направленностью, в 2010 году нами было издано методическое пособие «Использование мультипликационных фильмов в экологическом воспитании и образовании детей». В пособии наряду с методикой представлены образцы нестандартных уроков и воспитательных мероприятий, а также экологических проектов. Это пособие получило высокую оценку со стороны  методистов ГорОО, преподавателей кафедры педагогики Сумского педуниверситета им.А.С. Макаренко и учителей школ нашего города и области. В «Зеленом лицее» собрана уникальная коллекция, которая насчитывает более двухсот мультипликационных фильмов.

    Кабинет оборудован современной доской, которая выполняет две функции: 1) для демонстрации иллюстраций, графической информации и моделирования при помощи магнитных креплений; 2) на этой доске можно писать разноцветными фломастерами - это и более «экологично», чем писать мелом и более наглядно, красочно, с помощью цвета можно акцентировать внимание учащихся на записях, рисунках, схемах.

      В кабинете есть мини лаборатория для выполнения лабораторных и исследовательских работ.

    Собрана библиотека по экологии, педагогике, методике преподавания, детская литература о природе (более 150 наименований). В нашем кабинете экологии собраны программы по экообразованию, методики проведения исследовательских работ по биологии и экологии, сценарии проведения природоохранных мероприятий, праздников, дидактические игры по экообразованию и эковоспитанию.  В экоцентре «Романтик» имеется необходимое для походов и экспедиций туристическое снаряжение.

    Вместе с ребятами начали создавать уголок живой природы. Я считаю, что забота о живых растениях и животных, изучение их биологии, проводимые за ними наблюдения, помогут решить те задачи, которые  я ставлю в своих учебных программах.

    Особое внимание я уделяю изучению экологических и природоохранных проблем нашего города. Большую работу мы проводим на созданной нами экологической тропе «Я – сумчанин», основные станции которой посвящены не только биологическим объектам, но и историческим. Мы уже собрали интересный материал по истории нашего города и о его выдающихся жителях и продолжаем работу над созданием второй экотропы «Озеро Чеха – жемчужина Сум». На наших  экологических тропах проводятся не только экскурсии, но и занятия по биологическим предметам, по истории, географии, рисованию и т.д.

    Существенной особенностью нашей работы с детьми является то, что у нас налажено сотрудничество с их родителями. Много мероприятий мы проводим совместно: родители и дети. Вместе отмечаем праздники, проводим дружеские встречи за круглым столом, часто родители присутствуют на уроках. Приятно, когда взрослые люди, папы и мамы, с увлечением выполняют задания учителя вместе со своими детьми и искренне радуются общим успехам. Многие из родителей являются нашими спонсорами. В нашем  тандеме: «Романтик» - «Зеленый лицей» складываются добрые традиции и атмосфера взаимопонимания.

    Занятия в «Зеленом лицее» проводятся по экспериментальным авторским программам. Преобладают интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяется развивающим играм на уроках. Главной целью экологических игр является психолого-педагогическая коррекция отношения учащихся к миру природы.

    Мы часто используем выражение «общение с природой». Оно всегда несет положительную эмоциональную окраску, отражает установление особых психологических отношений между человеком и миром природы.

    Общение, по определению, – двухсторонний процесс, а это значит, что, используя выражение «общение с природой», мы хотим подчеркнуть способность человека воспринимать и понимать некие сигналы, послания из мира природы, а также способность самого человека выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию других видов живых существ. Экологические игры как раз и способствуют созданию особых возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром природы. На уроках и занятиях на природе мы используем уникальную методику, известную как «Глубинная экология». Нами были разработаны занятия и тренинги по глубинной экологии для молодежи и для детей разных возрастных категорий.

     Занятия в «Зеленом лицее»  не  похожи одно на другое,  всегда присутствует элемент неожиданности, сюрприза, праздника. Применяя различные педтехнологии, мы добиваемся того, что у детей появляется интерес к изучаемой теме, возможность проявить свои творческие способности и развить их, появляется осознание своей исключительности и значимости для общества, формируется экологическое мышление и понимание своей неотъемлемой принадлежности к миру природы.

    Участие воспитанников «Зеленого лицея» в общественно-полезных мероприятиях, природоохранных акциях и конкурсах, где они занимают призовые места, подтверждает положительную результативность  обучения  учащихся в «Зеленом лицее».

    Категорія: Статті | Додав: ecorezerv (01.06.2011) | Автор: Татьяна Вячеславовна БУЛАТ
    Переглядів: 1441 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всього коментарів: 1
    avatar
    1
    Этот опыт нужно внедрять по всей Украине.
    avatar
    Авторське право належить керівникам проекту та авторам матеріалів © 2024
    Сайт управляється системою uCoz