Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники
педагогу природы. Природа – это не только великий учитель, но и источник
творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека. И мы
отвечаем за все живое перед природой, перед обществом, перед собственной
совестью. Работая с природным материалом, дети знакомятся с принципом «Не
навреди!». Потому, экологическое воспитание является основным направлением моей
воспитательной работы.
Цель моей деятельности – расширить
знания воспитанников об окружающей среде; выработать потребность занимать
активную жизненную позицию, связанную с решением проблем окружающей среды;
научить критически мыслить и осознавать место своего «Я» на Земле; развивать
навыки и умения, которые помогут в будущей жизни находить индивидуальные и
коллективные решения повышения качества
жизни будущей планеты. Экологизация образования – это не только часть
образовательного процесса, а и новый смысл современного образования, важнейшая
составная формирования культурной жизнекомпетентной личности. Это и стало целью
образовательной программы мастерской «Природа и творчество», где занимаются
дети младшего и старшего возраста.
Младший школьный возраст – это
самый благоприятный период для формирования и развития образных форм познания
действительности. Как раз в этот период закладываются основы моральности,
ребенок усваивает нормы поведения, повышается активность детей в разных сферах
деятельности.
А способствует этому использование в образовательном процессе различных
инновационных технологий: интерактивной, проектной, арт-технологии и технологии
критического мышления.
Успешно реализуется в мастерской долгосрочный учебный проект «Превратим
жизнь в сказку», в рамках которого разработаны краткосрочные учебные проекты:
«Четыре времени года» (цель: показать красоту природы во все времена года,
осветить экологические проблемы, найти пути их решения); «Экологическая сказка»
(цель: знакомство с полезными свойствами комнатных растений, формирование
навыков профилактики простудных заболеваний, воспитание бережного отношения к
растениям). Презентация одного из проектов была представлена на областном
методическом семинаре в 2010 году, как мастер-класс.
Используемые на занятиях разнообразные формы, делают их живыми (каждое
занятие для детей – это событие в их жизни). Животворящим родником детского
мышления, благородных чувств и стремлений является сказка. Она неотделима от
красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых невозможно
благородство души. Дети воспринимают сказку как игру, поэтому достаточно серьезные
проблемы ребенок решает «движением одной руки». Уже традиционным для младших
воспитанников мастерской «Природа и творчество» стало мероприятие «Путешествие
на планету Зеленую». Получив сообщение SOS, ребята «отправляются» на неизвестную планету, где каждый раз
случается что-то невероятное. Чтобы помочь жителям, они убирают мусор, очищают
воду, запускают туда рыбу, заселяют птиц, выпускают насекомых, насаживают
растения. А «возвращаются» дети домой довольными и счастливыми.
Также в мастерской проводились такие мероприятия как «Эти забавные
животные», «Защитим первоцветы!», которые вызвали большой интерес у
воспитанников и благодаря которым ребята узнали много новой и полезной для них
информации. Воспитанники более старшего возраста с неподдельным интересом
принимают участие в викторине «Окружающая среда и здоровье». Отвечая на
вопросы, ребята показывают свои знания из области экологии, валеологии и
медицины.
Да, мы странно и неправильно живем на Земле. Экологическая система
доведена до кризисного состояния. Если сейчас не изменить своего отношения к
природе, мы не будем иметь будущего. И это я всеми силами пытаюсь донести до
своих воспитанников, дать им необходимые для этого знания, умения и навыки,
чтобы наше новое поколение хотело сделать так, чтобы наша голубая
красавица-планета не превратилась в
мертвый холодный метеорит, одиноко летающий…
руководитель
мастерской «Природа и творчество» Елена
Анатолиевна Омельченко г.
Горловка
|