Дорогие друзья! В этом виртуальном выставочном зале представлены работы Запорожской художницы Веры Устянской. Выпускница Запорожской школы №19, той самой, в которой возникла и успешно функционирует Детско-юношеская общественная экологическая организация «Республика Мечта». Проживает она в небольшом микрорайоне промышленного центра, который местные жители называют «Военным городком». Иногда приходится видеть, как талантливая художница приводит дочку на местную детскую площадку для вечерней прогулки. Но чаще мы сталкиваемся с ней в виртуальном пространстве, рассматривая её публикации на Фейсбуке, каждый раз поражаемся, насколько разнообразно творчество молодой художницы.
В этом зале мы показываем лишь некоторые работы мастера, уже получившего признание и известность. О своем творчестве сама она рассказывает в многочисленных новостных сюжетах региональных телерадиокомпаний. Как правило, журналисты проявляют незаурядный интерес к творчеству Веры Устянской перед открытием каждой новой художественной выставки.
Вера любит рисовать природу, цветы, натюрморты. Большой цикл работ был посвящен Запорожью индустриальному. Рассматривая картины автора, убеждаешься в особой уникальности художественных приемов, в умении расставить визуальные акценты так, чтобы возникло ощущение поразительного присутствия и эстетической притягательности. Цветовые контрасты действительно притягивают, вовлекают в глубину, подчеркивают перспективы реальности, так очаровательно застывшей на полотне.
Вот ставшие уже знаменитыми «Подсолнухи». Минимализм в выборе красок только усиливает чувство достоверности происходящего. Оптимальная цветовая гамма гипнотизирует зрителя, приковывает внимание к деталям, к ожившим на холсте лепесткам. Возникает ощущение чего-то неразгаданного, зашифрованной тайны. И ключ к ней вроде бы на поверхности … ещё немного и наступит ясность. Но, как и в других работах Устянской, созерцая композицию, человек должен работать внутренне, прилагать особые усилия, чтобы осознать те глубинные смыслы, притаившиеся за ненавязчиво выделяющимися стебельками и лепестками.
Натюрморты Устянской вызывают особенный трепет. Мы видим ягоды, кувшины, тарелки, бутерброды с красной икрой, рушники, бидоны, разрезанные тыквы и арбузы. Казалось бы, что всё это несколько обыденно, и само по себе не должно продуцировать в нас некие бурные эмоции. Но, приглядевшись, обратив внимание на детали (на отблески света на стеклянной банке, на изгибы не расправленных тканей, на падающие на спелую мякоть фруктов тени, на всю эту произвольную разбросанность), обязательно заметишь так называемую упорядоченность хаоса, или, если хотите, хаотичность порядка, которые в виде главенствующего принципа господствуют в нашей Вселенной. Удивительная гармония, воссозданная выдающимся живописцем.
Конечно же – пейзажи. Они заслуживают самого тщательного изучения со стороны профессиональных искусствоведов. Сельский домик, видимый в отражении колышущейся заводи, живописные дали горизонтов, лилии, распластавшиеся на поверхности воды, создающие эффект умиротворенной тишины, как бы напоминая нам о неторопливости времени и ценностях уравновешенности, зовут к созерцанию. В некоторых работах наоборот – «какофония» красок, словно бравурная симфония, заставляет встрепенуться, удивиться насыщенности и пестроте палитры. Смелые мазки здесь выполняют чудодейственные роли. Их назначение настолько разнообразно, что любой ценитель, независимо от искушенности, окажется вовлеченным в раздумья о вечных ценностях окружающей нас природы.
Городские пейзажи Веры Устянской особенно дороги нам. Ведь в них мы узнаем знакомые места родного города. И как, всё-таки, важно, что художница успела запечатлеть столь ценный для всех жителей города Запорожья парк Яланского. Как будто чувствовала, что против воли горожан там будут вырублены все деревья и эта живописный участок в центре города станет пустырем или строительной площадкой.
Живопись Веры Устянской – это, безусловно, выдающееся явление не только национального масштаба. Её работы попадают в различные коллекции по всему миру. Давайте ещё раз внимательно рассмотрим эти картины, попробуем вникнуть в глубинную философию автора. Попробуем! Ведь так важно распахнуть закупоренные шлюзы таинственных смыслов.
Андрей Елькин, 05.09.2018
|